Евангелист Матфей сообщает нам о том, как некий юноша обратился к Спасителю: Учитель благий! что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). Этот юноша прекрасно понимал, что если он хочешь достигнуть вечной жизни, обязательно нужно делать доброе.  Каждый человек прекрасно понимает, что есть добро, а что зло. Даже вот тот, кто делает постоянно зло разного рода, всегда сам про себя знает, что он делает зло, и притом независимо от того, верующий, неверующий, религиозный или нет – не играет никакой роли. А играет роль только качество его души.
И Господь говорит: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19, 17). Почему Он так сказал? Потому что он обратился к Нему как к учителю, а именует Его благим, хотя это удел только одного единого Бога. То есть этот молодой юноша как-то почувствовал, что этот Человек – божественный, он недостаточно прозрел, чтобы увидеть в Нем своего Спасителя.
И Христос ему ответил: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17) и перечислил их, когда тот спросил – какие.
Не убивай (Мф. 19, 18), есть одна заповедь. Убивать нам почему же нельзя? Требует объяснения. Ну, а если он гад последний?  Но кто тебя-то поставил судьей? Это во-первых. Потом мы в Евангелии знаем эту историю – разбойник был таким нехорошим, а перед смертью за час покаялся, и стал другим. Если бы его убить раньше, он бы не вошел в жизнь вечную, а так у него оставалась такая возможность, и он ее реализовал. Именно потому Церковь выступает против смертной казни, что какой бы он гад ни был, убивать нельзя. Грех есть такой. Изолировать надо – он опасен. А так – вдруг покается, надо дать ему обязательно эту возможность.
Второе, что Он назвал – не прелюбодействуй (Мф. 19, 18). Почему нельзя? Для современных людей тоже очень актуальная вещь. А что плохого? Ей хорошо, мне хорошо, кому какое дело? В одно ухо верблюд там пролазит, а в другое отцеживают камора. Совершенно верно. Никому никакого интереса нет. Но что происходит? А происходит, что человек, которого Отец Небесный создал как семью, мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27) – чтобы они жили в любви, уподобляясь в этом своему Вседержителю – Святой Троице, этот человек начинает прелюбодействовать, и образ Троицы в его жизни исчезает. Потому что, соединяясь, мужчина и женщина соединяются в одно тело, одну плоть. А если три женщины? Это уже что? С точки зрения Бога это есть уродство, аномалия дорогие. И когда человек начинает вести прелюбодейную жизнь, он переходит из разряда людей в разряд животных, а они не могут наследовать жизнь вечную.
Дальше: почитай отца и мать (Мф. 19, 19). В древнем мире, когда человек творил то, что именуется по-библейски хамством по отношению к родителям, таких убивали детей, даже по закону, ещё в Древнем Вавилоне, забивали камнями. Чтобы сохранить молодежь, одного из десяти тысяч забьют до смерти, и остальные до конца жизни «папочка – Вы», «мамочка – Вы», «не угодно ли Вам?». Ну, это в диком древнем мире. А в христианском мире – тут человек должен поступать по строю жизни, который именуется любовь. Отец с матерью с любовью к детям – дети отплачивают им любовью.
Вот Господь это все юноше напомнил, причем без всяких объяснений. Потому что тот сказал: все это сохранил я от юности моей, чего еще недостает мне? (Мф. 19, 20). В этом у него преимущество. Мы-то это не только не сохранили, а у нас этого никогда и не было. Мы только сейчас что-то начинаем узнавать, и что-то применять в своей жизни. А тот с детства всему был научен, и по сравнению с нами это самый благовоспитанный человек. Я думаю, в Москве таких не много найдется. Но чувствует, что этого как-то недостаточно. Ну и правда. Чтобы достигнуть вечной жизни, недостаточно быть воспитанным. Совершенно недостаточно. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Вот ему чего недостает. Ему мешает привязанность к земному богатству, которое через какое-то время, несколько десятков лет, придется все равно на земле оставлять. Это такие гири, они мешают достичь Царствия Божия. Чтобы достичь, нужно следовать за Христом. Недостаточно соблюдать какие-то правила. Среда и пятница, – пост, по воскресеньям иду в храм, делаю то-то, не делаю то-то, и все. Нет, нужно всю свою жизнь развернуть и следовать за Христом. Куда Христос, туда и я. А Христос куда? Христос – на Голгофу, а уже потом вознесся на небеса. Сперва Голгофа. А вот ее никто и не хочет. Все хотят избежать. Если экзамен – чтоб поступить, если операция, то чтоб удачно, если кто-то напал, то чтобы суд защитил. Все только хотят вот так. Поэтому обычный человек – не христианин, хотя может и в церковь ходить: он только хочет от Христа получить земные блага. Если очень хочешь, получишь. Получает тот, кто хочет, и только то, чего хочет. Хочешь вечной жизни – получишь. Не хочешь вечной жизни, тебе надо на экзамене пять – получишь. Тебе надо, чтоб мама не умерла, еще пожила – молись, Господь даст, Он добрый, все это земное тебе даст. Но вечной жизни тебе не хочется. Потому что если бы хотел, то об этом бы и просил.
И вот с нашим юношей то же самое. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 22-26). Вот это одна из важнейших фраз в Евангелии, которую очень трудно втолковать. Каждый день на исповедь приходят люди, и жалуются на себя: «У меня это не получается, это не получается, и то не получается». Бедный, глупый, малограмотный человек! Человек спастись не может. Человека может спасти только Спаситель. При условии, если человек идет за Христом. Если идет куда-то вбок или назад, его даже и Христос не может спасти. Поэтому все просьбы – ко Христу. Хочешь научиться молиться – проси Его, чтоб Он тебя научил молиться. Если ты жадный, проси, чтобы из жадного сделаться щедрым, чтоб Он тебя преобразил. А сам… Ну как? Сел за письменный стол, сосредоточился и из негодяя стал прекрасным витязем – да как же это возможно? Чем? Преобразить человека может только Тот, кто его создал, Создатель – Он знает, как мы устроены. И вот Он пришел, чтобы спасти. Но спасти силком невозможно, а только того, кто хочет. И этому юноше Он говорил не то, что «я тебя заставлю, ты должен ходить в церковь, ты должен соблюдать пост, причащаться, должен, должен». Никто никому ничего не должен. Хочешь спасения – вот такой путь. Не хочешь – другой путь, просторный, каким все идут, «живи, как люди живут». А люди живут как звери, а некоторые уже и как бесы… Вот мы вроде не спать остались, в храм пришли. Значит, вроде бы нам хочется спасения. Но чтобы его достичь, нужно не стоять, а нужно идти. След в след за Христом. Вот если такой будем проделывать божественный путь, то придем к Небесному Царствию, а если будем просто стоять, размышлять, а жить по-прежнему, то под лежачий камень вода не течет. Да не будет с нами этого!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.