Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Это – превосходное правило. Оно поясняет вообще правило Христово о любви к ближнему, как к самому себе: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф.22:40), т. е. все, чего мы желаем и ожидаем от других для себя, должны делать сами для них, поставив себя в их положение, а их в наше. Например, желаем, чтобы помогли нам в нужде, поможем и мы другим в таком же случае; не желаем, чтобы обижали нас, не должны и сами обижать других. О, если бы исполнялось это правило! Тогда не было бы среди нас ничего незаконного, несправедливого и насильственного. Не было бы ни обид, ни судов, ни хищений, ни убийств, ни распрей, ни войн, ни бедности.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Любить тех, которые любят нас, легко; в этой любви нет особенного подвига: за что же и награждать за такую любовь?
Далее Господь «поднимает планку» наших отношений к другим людям: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35).
Христос – первый на земле, кто провозгласил эту заповедь о любви к врагам. Никто до Него никогда близко даже подумать не мог об этом. В чем была высшая мудрость, высшая святость Ветхого Завета? «Возлюби ближних твоих, друзей твоих, и возненавидь врагов твоих. Око за око и зуб за зуб». Выставили тебе зуб – значит, надо выставить и ему зуб, по справедливости. Глаз тебе выставили – и ему тоже глаз.
Нет, говорит новый таинственный закон жизни, для которой создан человек. Ты должен поступать по-другому, ты должен врага твоего, когда он злословит тебя, защитить от всякой клеветы. Ты должен, когда он голоден, накормить его. И когда он замерзает, одеть его. У Матфея прибавлено: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Это – прекрасный и понятный для всякого образ всеобъемлющей любви Божией. Любящие врагов – истинные подражатели Богу, потому – и ближайшие Его дети.
Святые отцы часто дают нам такой совет, когда мы находимся с кем-то во вражде, когда душа наша пребывает в унынии, когда нет у нас благодати и мы не можем никак пробиться из этого состояния тусклости нашей жизни. Научимся, говорят они, тому, чтобы прежде всех наших молитв молиться о наших личных обидчиках, о врагах наших. Если ты с кем-то в ссоре находишься, то включи в свое каждодневное правило такую молитву: «Молитвами вот этой или этого (имя), которая ненавидит меня, или к которой я испытываю неприязнь, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И так повторять эту молитву, пока молитвой, даром Христовой любви ко всем, и к тебе, и к этой (имя), и ко всем людям, ты не узнаешь перемену в своем сердце.
Сегодня церковь чтит праведного воина Феодора Ушакова, который всей своей жизнью показывает нам, что врагов можно и должно любить и через это достигать совершенства. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:36).
Будем молить Господа, чтобы Он Сам Своею благодатью даровал нам этот дар — всепрощающей любви. И будем помнить слова Господни: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44-45).
Аминь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: