Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Боголюбивые братья и сестры! Закончилось поприще Великого Поста и наступило Вербное воскресение, вводящее нас в Страстную седмицу, которая как раз и начинается Входом Господним в Иерусалим. Когда Господь наш Иисус Христос захотел идти в этот, последний раз в Иерусалим, ученики пытались остановить Его словами:  « Тебя там в прошлый раз иудеи едва не убили». На что Он им отвечал: «для того Я и пришел в мир».
Для чего, для того? Мы с вами знаем, для того чтобы быть преданным своими, отданным в руки язычников. И быть убитым. Мы знаем, а ученики в то время еще не знали.
Начинается самая главная часть миссии Господа Иисуса Христа.
Евангелие описывающее вход в Иерусалим полно символики. Оно скорее икона, написанная вместо красок словами, чем репортаж с места событий. А икона, в свою очередь, это не фотография момента, а образ вводящий в смысл, символ соединяющий с действием. В чем же смысл того, что мы читаем?
Господь на молодом осле, на котором еще никто не ездил, въезжает в Иерусалим, со стороны Елеонской горы. Навстречу ему постилают одежды, размахивают ветвями и кричат: «Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне. Осанна Сыну Давида!».
Со стороны Елеонской горы вернулась в Иерусалим слава Божия, после вавилонского пленения и вошла в Храм. Слава Божия (шихина) – это реальное присутствие Бога в месте или действии. «И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас его, как шум вод многих…И слава Господа вошла в Храм путем ворот, обращенных лицом к востоку» (Иез.43:1-4). На горе Елеонской будет судить Бог в Последний День. «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима, к востоку»(Зах.14:4).
Господь садится верхом на осла, точнее на осленка, на котором еще никто не ездил. Таким образом совершается священнодействие, для которого нужно животное, не использованное в каких- либо работах. Его особая задача везти Царя. «Так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем. И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях…и сказали: воцарился Ииуй!» (4 Цар 9:13).
Мы видим вход Царя в свой Город. Но какого Царя? Что значат эти возгласы?
Осанна, значит «Господи спаси». Точнее: О, Господи, спаси же! Очень частое обращение к царям в Ветхом Завете, когда кто-то ищет у царя милости или защиты. Грядущий – это титул Мессии. А благословение относится к Нему, Мессии, «сыну Давида», вместе с которым грядет царство, «отца нашего Давида», возвращающее былое величие. Мы слышим пасхальный, 117-й псалом: « О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня» (Пс117:25-26). Ведь в народной памяти сын Давидов великий царь Соломон, при правлении которого Израиль достиг пика своей славы.
Есть такое произведение Псалмы Соломона, написанные как раз в мессианское время. Там есть описание царя, которого ждали.
«Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова…И препояшь его силою поражать правителей неправедных. Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и справедливости да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их. Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих. И поставит он все племена пред собою в страхе.» (Псалмы Соломона 17:23-27,38). Вот такого царя ожидали иудеи. Грозного к язычникам, милостивого к своим.  Его все ждали как раз к Пасхе. И приветственные возгласы похожи на боевой клич, что очень небезопасно в оккупированной стране.
Но Господь, исполняя все пророчества, разрушает стереотипы. Он опять говорит всем и показывает, что они все неправильно понимают. Что речь не о том царе и не о том царстве.
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к Тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле» (Зах 9:9). Дело в том, что по иудейской традиции царь отправлялся на войну верхом на коне. На коне вел на битву воинов. А в мирные дни передвигался верхом на ослике. Ослик в Палестине считается мирным и благородным животным. Въехав в Иерусалим на осле, Иисус объявил Себя Царем мира. Он пришел в мире ради мира. Примирить людей с Богом, друг с другом. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся!
Но люди всегда точно знают, чего хотят от Бога. И никогда не хотят знать и следовать воле Божьей. Все что нам не подходит – отвергается. Поэтому расстояние от «Осанна» до «Распни Его» всего четыре дня. И мы должны будем их прожить: с Ним или против Него. И нам надлежит быть на суде на горе Елеонской. Сумеем мы удержаться: не уснуть, не предать, не сбежать? Вопрос пока открыт. А нынешняя Вечеря, то есть Причастие, тот же суд: испытание на верность и залог будущей победы. Да дарует на благой Бог силы чтобы устоять и разума чтобы распознать.
С праздником, дорогие. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.