Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Боголюбивые братья и сестры, сегодняшний день в богослужебном Уставе назван Неделей мясопустной и входит в цикл подготовки к Великому Посту. Сегодня заговенье на мясную пищу, то есть с завтрашнего дня члены Православной Церкви мясо не едят до самого Светлого Христова Воскресения – Пасхи Христовой. И это воздержание обязательно для всех. Помните, у апостола Павла? «И вы Тело Христово, а порознь члены» (1Кор 12:27). То есть для нас важно единство во всем, в том числе и в воздержании. Если вся Церковь постится, то и каждый член ее постится; если Церковь празднует, то и всякий член ее ликует. Как в теле человеческом боль любого органа – это боль всего тела, так и в Церкви, ведь Она есть воскресшее человеческое Тело Господа Иисуса Христа. Исключения возможны лишь по немощи, сугубо индивидуально.

Другое название этого дня – Неделя о Страшном Суде. При подготовке к подвигу Великого Поста важно понимать и смысл подвига. Послушание Уставу Церкви важно, но еще ценнее осмысленное послушание. И вот эти смыслы и раскрываются в евангельских чтениях подготовительных недель. Поступая правильно – не возноситься. Иметь смирение и не думать о себе высоко. Осознать, что далеко уклонился от Божественного замысла и, раскаявшись, возвратиться. Захотеть исправить свои ошибки, работать над ними. Об этом мы с вами читали и размышляли два предыдущих воскресенья.

Сегодня мы слышали последнюю из пророческих бесед Господа с учениками на Елеонской горе. В этой беседе о Суде над миром все абсолютно ясно и прозрачно. Этот текст из Евангелия от Матфея (25, 31-46) даже не требует особенного толкования, в отличии от многих других мест Священного Писания. Принципы, по которым произойдет разделение на агнцев и козлов, на праведников и грешников всех людей, всех-всех, живших в этом мире, вне зависимости от религий, национальностей и прочих индивидуальных особенностей, просты и всем понятны. Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу: «Смотри, как легки его заповеди. Он не сказал: Я был в темнице, и вы освободили меня; Я был болен, и вы воздвигли меня с одра болезни; но сказал: посетили меня, пришли ко мне. Но и тогда, как Он алкал, не трудно было исполнить Его требование. Он просил не пышной трапезы, но только самого нужного, пищи необходимой». Да, друзья, заповеди простые, а Суд, тем не менее, Страшный. Почему так?

Страшен этот Суд своей неизбежностью и тем, что обжалования не будет, решение окончательно, и впереди вечность. Вечность в огне и муках, уготованных диаволу и другим падшим ангелам, или вечность Царства Божьего. Страшен этот Суд тем, что в тот момент никто ничего не сможет сделать, чтобы повлиять на решение Суда, ничего уже невозможно будет изменить. Решение уже принято, осуждение состоялось, разделение произошло. Как же так? А прокурор? А адвокат? А прения сторон? Когда все это? А все это уже было, дорогие мои. Это было, пока мы жили. Принципы мы с вами знаем и выяснили, что они легки и выполнимы для каждого. То есть мы сами себя и оправдываем или осуждаем, следуя этим принципам или попирая их. Выбор за нами.

Впереди Великий Пост – время воздержания и молитвы. Время вернуться к следованию за Христом. «Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной» (Мк 8:34). Так говорит Господь. Теперь мы знаем, что во время Поста нужно избегать превозношения над другими, например, не постящимися, не считать своих заслуг, ни с кем себя не сравнивать. Знаем, что смысл Поста – вернуться к Богу, встать на Путь, ведущий к Отцу. И знаем, что главное, чему научил нас Господь – это милость. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13). Жертва без милости теряет всякий смысл. И, более того, сегодня Он учит нас в каждом страждущем видеть Его Самого и всякую милость творить ради Него. Представьте: стоит грязный бич, одетый в рваньё, прикоснуться страшно: жутко антисанитарный. Еще картинка: в больнице человек в деменции, все делает под себя, смотрит безумным взглядом и ужасно пахнет. Представили? Ответим себе честно: готовы ли мы даже в таких ситуациях увидеть в человеке Христа, жаждущего, голодного, страждущего? Этот ответ, дорогие мои, и есть начало Страшного Суда. Как сказано ранее: «Суд без милости не сотворившим милости».

Слава Богу, у нас есть время. Неважно, сколько: день или только час. У нас есть время и возможность все изменить. Поменять вечную муку на вечное Божье Царство. Для этого нужно всего лишь изменить свое отношение к людям. К человеку. К себе. И пусть мы никогда не узнаем, что стали праведниками, что Суд нас оправдал и приговор благоприятен. Пусть мы всегда будем считать, что «мы рабы недостойные и сделали лишь то, что должны» (Лк 17:10). Главное видеть Господа и следовать за Ним. Другой дороги в Небо нет.

Да поможет нам Господь. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.