Заповедь Божия о прощении грехов тем, кто поступает несправедливо, имеет огромное знаение не только в дни Великого Поста. Эта заповедь актуальна во всякий день земной жизни верующего человека. Самым ярким подтверждением тому является молитва Господня. Каждый день мы просим Отца Небесного простить наши согрешения, мотивируя это тем, что сами прощаем согрешившим против нас. Наверно невозможно сказать сколько раз в день христиане обращаются к Богу с таким прошением. Можно сказать мы дышим этой молитвой. Но почему так важно «оставлять должником нашим»? Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Ничего не ненавидит так кроткий Бог, как жестокость». Очевидно, что соблазны в нашей жизни умножаются, способы ожесточения человека в этом мире увеличиваются. Жестокосердие проявляется в больших масштабах, скрытно и явно. Чтобы не погибнуть от злобы внешней и внутренней нам заповедано быть милосердными, «как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36).

Господь Иисус Христос через Евангелие постоянно призывает нас прощать, чтобы мы прощены были. Апостол Павел, следуя за Господом говорит: «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). Если брат от сердца прощает брату его несовершенство, этим самым проявляет снисхождение, милость к согрешающему. Когда милостыня совершается втайне, Господь воздает благодетелю явно, как сказано у пророка: «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; воззопиешь и Он скажет: «вот Я!» (Ис.58:9). Комментируя слова пророка Исайи, святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что молитва верующего, соеденяющего «пост с милостью, будет немедленно услышана, что такой подвижник сбодобится благодатного посещения Божия».

Напротив, не милосердный, не желающий простить обидчика своего, лишает себя помощи свыше. Чтобы быть услышанным Спаситель указывает на соблюдение обязательного условия: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25). Преподобный Исаак Сирский говорит, что молитвы памятозлобных – «посевы на камне» (Слово 89).

Особенное значение приобретает заповедь прощения в дни Великого Поста. Ведь во время поста совершаются необычные богослужения, с чтением особенных молитв и молитвенных обращений к Богу с целью увидить скрытые до этого момента свои несовершенства, тайные согрешения, удержать себя от неподобных слов, не осуждать своих близких. Прощение грехов и обид только начальная точка в таком святом деле, дверь, открывыя которую, мы вступаем на путь святой Четыредесятницы. Не останемся же неподвижными, самодовольными как фарисей, но как мытарь ужаснемся о своей неисправленности, как блудный сын двинемся на встречу вечности, взывая к Богу о помиловании, чтобы на Страшнем суде быть по правую руку Спасителя. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.