Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С момента, когда прозвучали слова Спасителя: примите Дух Свят (Ин 20:22), затем сошествия Духа на апостолов и до современности – единение с Ним является целью жизни христианина. На протяжении веков мы видим, как люди достигали этой цели, становясь, по слову апостола Петра, причастниками Божеского естества (2 Пт, 1:4). Сегодняшний день, посвященный памяти всех святых, свидетельствует об этом. Впрочем, не только свидетельствует о том, что стяжали Дух люди прошлого времени, но и напоминает об актуальности этого сегодня!

Жизненность утверждения примите Дух Свят заслоняется от нас различными препятствиями, назовем лишь некоторые наиболее очевидные: мы попросту не ставим перед собой цель – принять Дух; а поскольку не ставим, то и не достигаем этой главной цели христианской жизни. Ведь достигаем мы то, к чему стремимся. Почему не ставим? По неведению благ, которые принятие Духа с собой несет; из-за неведения путей достижения; из-за неверия, что это может произойти со мной, таким, какой я есть, или опасения потерять – самого себя. У каждого – свое препятствие и, если его не преодолеть, можно так и не достигнуть цели.

Разнообразие святых людей впечатляет: дети и старики, простые и умудренные, воины и миротворцы, женщины и мужчины, монашествующие и брачные, художники и певцы, священники и миряне. Это разнообразие подсказывает нам, что Дух не лишает человека его особенностей; Он воспламеняет то, что мы имеем от рождения – таланты, наклонности, способности; наполняет их трепетом новой нездешней жизни и силы. Как это было, например, с апостолом Петром, который, будучи порывистым и дерзновенным, вопреки природной немощи пешешествовал по волнам. Петрово дерзновение действием Духа обрело твердость поступи там, где это невозможно по земным меркам.

Дух – один, но даров Духа – множество: в доме Отца Моего обителей много (Ин 14:2). Дары даются и благодать Духа изливается для поддержания каждого из них. Однако Дух может истощаться, когда не находит Себе применения, потому что, по слову Марка Ефесского, «все это бывает когда-нибудь, для кого-нибудь и по какой-нибудь причине». Дух приходит к тому, кто стремится, а там, где нет стремления, нет и Духа.

Мы – люди, по природе не благи: никто не благ, только Бог един (Мф 19:17), однако призваны к Благу по причастности к Нему. Никому не свойственна добродетель и бытие в качестве благого, если не происходит от Бога, как сказал Максим Исповедник: «Безначальна всякая добродетель, как не имеющая по времени (ничего) старшего себя самой, ибо она вечно имеет единственно только одного Богорождателем бытия». Следовательно, единственным источником подлинной добродетели является Он Сам.

 «Нет в нас ничего завершенного из природного или из приобретенного старанием; завершенность, исполнение призвания человека возможно через обожение, приобщение нетварных даров Духа. Обожение установлено, очевидно, только Богом», пишет Марк Эфесский. Из сказанного становится понятным, что, вспоминая всех святых, мы видим, как Дух действовал в людях, подобных нам. Как их природные возможности приобретали черты исполненности и смиренного величия. Пусть сегодняшнее воспоминание древних святых напоминает нам о призвании каждого из нас к той высокой и достойной цели жизни каждого человека – жизни с Ним и в Нем. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.