В имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Торжество Православия. В богослужении звучат мысли об утверждении истины и отрицании заблуждений. Исторически торжество в этот день было установлено как победа иконопочитания над иконоборчеством. Не вдаваясь в тонкости разногласий между враждующими сторонами эпохи иконоборчества, можно попытаться увидеть их причину. Запрет на изображение Божества ставил под вопрос реальность Его воплощения. Таким образом, иконопочитатели отстаивали главное событие евангельской истории –Слово стало плотью и обитало с нами (Ин 1:4). После воплощения стало невозможно говорить о теле как о досадном придатке, который дух вынужден влачить за собой. Бог, соединившись с плотью, спас и ее. Дух, душа и тело с начала евангельских событий больше не раздробленные части, а одно: Я исцелил всего человека (Ин 7:23) и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока (1Фес 5:23).

Такое понимание роли тела в жизни человека, свойственное православной традиции, крайне важно именно перед началом Великого поста. Эту мысль стоит держать в поле своего зрения и руководствоваться ею. Тело – не зло и не темница души. Пост – не борьба с плотью, а забота о ее, плоти, спасении. Во время поста мы призваны не забыть о теле, а, напротив, вспомнить о том, что и оно нуждается в приобщении к духовному началу, через главенство духа.

Этот взгляд настолько очевиден и, к сожалению, настолько часто пренебрегается многими церковными людьми, что, кажется, наступает новая эпоха практического иконоборчества на уровне практики благочестия современных христиан, когда, вместо воссоединения телесного и духовного в нас, происходит сознательное раздирание того и другого на враждующие друг с другом части.

Чтобы окончательно убедиться в верности сказанного выше, обратим внимание на то, что единство телесного и духовного начала в нас закреплены в Символе веры как искомое состояние: «ожидаю воскресения мертвых», а главным событием евангельской истории единодушно признается телесное воскресение Христа – Пасха.

Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1Кор.15:20), пишет апостол Павел. Он первый Человек, который вновь стал живым после смерти тела. Это, несомненно, радостная весть – смерти нет, однако смерти нет во Христе, для других же наследие Жизни для тела не происходит помимо воли. Дар новой Жизни становится доступным лишь тому, кто имеет сознательное и сильное (Мф 11:2) стремление к нему. Один из отцов Добротолюбия авва Евагрий сказал: «дело праведности — держать все части души в согласии и гармонии между собою» и, я бы прибавил, не только души, но и тела.

Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.