Проповедь епископа Братского и Усть – Илимского в Неделю сыропустную в храме Всех святых в земле Российской просиявших

Дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю вас с этим воскресным днём.

Начинается Великий пост. Сегодня мы воспоминаем изгнание Адама из Рая  и должны решить для себя самое важное на будущие сорок дней поста, чтобы иметь возможность вновь приблизиться к Царствию Божию.

Если мы не определимся, чего хотим достичь во время поста, то, скорее всего, наши привычки и суета нас одолеют. Поэтому обязательно нужно сегодня принимать серьезные решения. О том, как каждый из нас будет проводить этот пост, какие поставит перед собой цели и задачи, от чего привычного решится отказаться, что захочет привнести в свою жизнь доброго для души.

Не зря сегодня мы слышали в Апостольском послании: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). В этих словах заложен глубокий смысл: то, как мы живем во время Великого поста (проводим его искренне, с энергией, с желанием угодить Богу), –  это и есть наша истинная, насколько это возможно на Земле, правильная жизнь.  И самое главное, что мы это понимаем и осознаем в тот момент, когда достигаем каких-то духовных успехов. Поэтому и нужно радоваться наступлению поста, когда появляется возможность жить так и стать такими, какими нас хочет видеть Господь, и какими мы сами хотим себя видеть.

Господь учит нас через Свою Церковь тому, как нужно вступать в Великий пост, к чему готовиться. В подготовительные недели перед Великим постом мы вспоминали, от каких вредных для души качеств нам нужно отказаться,  что приобрести, с чем вступить в Великий пост.

И сегодня последнее назидание – о том, что мы должны простить всех, к кому чувствуем  что-то недоброе, а также попросить прощения у тех, кто имеет обиду на нас, в ком мы, может быть, и невольно, вызвали неудовольствие, негодование, печаль. И чтобы наша жизнь во время поста была чистой и правильной, в Прощеное воскресение мы просим прощения у всех, даже у тех, кого не помним, чтобы обижали, или не помним, на кого обижались. Надо полностью изгладить из своей души всякую нечистоту и неправду.

Святитель Феофан Затворник говорит, что если бы все люди подходили к этому дню искренне, мы могли бы перейти от христианского жития к житию райскому. Действительно, если искренне поработать над собой в покаянии, то ты увидишь, что в твоей душе не останется никакого пятна, никакого сожаления, никакого налета земного, грустного, унылого, безысходного.

Мы вступаем в пост с надеждой, ведь это действительно время надежды, иначе зачем нам каждый год заковывать себя в рамки уставов, когда можно жить абсолютно так, как хочешь, как живут люди неверующие, которые считают, что их жизнь заканчивается на смертном одре. В том – то и дело, что мы живем с надеждой Вечности, с надеждой попасть в эту блаженную Вечность, с надеждой на исправление. Поэтому каждый Великий пост – это ещё одна возможность победить в себе то, чего не смогли победить раньше; победить  то, что будет препятствием для нашего вхождения в Царствие Божие.

Поэтому давайте проведем этот пост с надеждой на изменение, на исправление себя к лучшему. Уже сейчас, перед началом Великого поста, нужно себя настраивать, что все,  чего мы достигнем во время поста, мы обязательно сохраним и не упустим в дальнейшем. Не расслабимся, не будем себя извинять и объяснять какими-то премудростями, почему не можем нести какой-либо подвиг, но сейчас, в момент духовного возвышения, примем для себя эти правила жизни для души, и так постепенно, год за годом, с Божией помощью будем исправляться. В этом и смысл. Если мы каждый год одной рукой созидаем, а другой разрушаем, наши посты бессмысленны и бесплодны.

Давайте будем внимательными к своей душе, и с помощью Божией и  помощью святых будем стремиться к Богу, и очередная ступень в этом стремлении – это наш Великий пост.

Да благословит вас Господь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.