в среду первой седмицы Великого поста в соборе Рождества Христова города Братска

Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня мы получили возможность в первый раз в этом Великом посту приобщиться Святых Христовых Тайн, удостоиться этого великого дара.

Великий пост – это тоже дар Божий человеку. И блажен человек, который воспринял дар Божий как возможность приблизиться к Нему! Тот, кто не теряет даром времени, не растрачивает понапрасну свои силы, но целеустремлен. Ведь пост – вещь обоюдоострая: с одной стороны, это общецерковное установление, и нужно всем его выполнять; с другой – степень этого поста – это сугубо личное дело. Каждый человек, насколько он сегодня силен, насколько он желает, насколько стремится приблизиться к Богу, настолько он и хочет исполнять пост.

Главное – хотеть, чтобы этот пост был с Богом, чтобы мы стали ближе к Господу.

Когда одна из римских паломниц в 4 веке приезжала в Константинополь, она была удивлена тем, как люди постятся: кто-то вообще не ест и не пьет, кто-то пьет, но не ест, кто-то ест и пьет понемногу с заходом солнца, кто-то постится меньше. Но главное, что ее поразило, – это то, что никто никого не осуждал, никто ни за кем не следил, насколько кто исполняет пост, но каждый сам стремился угождать Богу с желанием и по силам. И тот, кто совсем не ел и не пил, не получал от людей никакого внимания. И тот, кто, казалось, совсем мало постился, не получал от них ни порицания, ни наказания.

В этом смысл. Мы должны видеть свой пост, сами стремиться к нему и желать его, гореть этим. Насколько позволяет нам наше здоровье, наши физические силы и духовный возраст, настолько мы должны поститься по максимуму. И тогда, когда каждый будет выдерживать свой максимум, у него не будет желания и возможности наблюдать за тем, что делают другие, потому что он полностью будет поглощен только своим постом. Хочу, чтобы и ваш пост был для вас радостью, исполнялся с желанием, с искренним чувством близости к Богу, и поглощал вас целиком.

Первая седмица поста как раз была определена христианами к сугубому посту, потому что все 40 дней человек не может не есть и не пить. И было установлено, что кто может, тот в первую седмицу постится строго и причащается уже в субботу или в пятницу. А те, кто не могут, для тех и в среду благословляется Причастие. Тот, кто строго постился два дня, причащается в среду и со среды начинает уже понемногу вкушать пищу. А кто может, тот постится всю неделю. Такими были наши постановления Церковные, и наших прадедов на Руси это касалось повсеместно.

Сейчас, конечно, до этого нужно духовно созреть, чтобы так поститься. Но предлагаю вам все-таки отказаться от всякого информационного воздействия. Постарайтесь соблюдать тишину в своей душе, читать Священное Писание, погружаться в него, потому что нет другого такого времени в году, когда бы и Церковь благословляла нас на глубокомысленное чтение Священного Писания, и сами мы были бы готовы к этому глубокому погружению в Божественную мудрость и желали ее.

Вечером вы приходите на Великий покаянный канон, и наверняка для вас в нем звучат либо имена неизвестные, либо вы смутно представляете, о ком здесь говорится. Но если бы вы прочли Библию, вы бы обязательно знали о каждом человеке, и для вас уже воспоминания о них на Каноне были бы особенно яркими и полезными.

Да благословит вас Господь. Доброго вам здравия, сил и помощи от Господа в достойном прохождении поприща поста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.