«Дела милости как путь исполнения воли Божьей»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, 30-го октября (по старому стилю 17-го), Православная Церковь чтит память ветхозаветного пророка Осии. Все мы хотя бы раз в своей жизни слышали замечательные слова христианского упования: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?!» (Осия 13:14). Эти строки сказаны пророком Осией и позже указаны для нас ап. Павлом как сбывшееся пророчество (1Кор.15:55). О пророке Осии мы знаем мало: проповедовал в Израильском царстве незадолго до его гибели, по повелению Господа женился на блуднице, у нее от него было три ребенка. Из книги, носящей его имя, мы узнаем только, что отцом его был некий Беерия.

Большая часть прообразов, которые используются в книге Осии, взяты из его собственной жизни, даже имена детей носят прообразовательные значения. Пророческой была не только его книга – вся жизнь святого была подчинена Богу и была пророческим образом для людей, которые его окружали.

Главная тема, которую мы выделяем в его книге, – это завет между Богом и Израилем, представленный в виде брака. Господь через пророка обличает израильтян, уклонившихся в языческое служение и оставивших исполнение Господних заповедей. Словно жена блудница, о которой заботится пророк, израильское царство оставляет Господа, который не перестает заботиться о всех живущих людях.

Все же, несмотря на столь сильное духовное падение людей, пророк говорит удивительные для его современников слова о том, что Господь не только карающий Судия, но и любящий Отец для каждого из людей. И что важно для Господа не внешнее поклонение, а истинное Богопознание.

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13). Так словами пророка Осии обращается Господь к людям. В этих словах заключена одна из истин нашей веры: «Вера без дел мертва» (Иак.2:26). И как пусты были жертвы израильтян – современников пророка, не укрепленные делами милости, так пусто внешнее, обрядовое поклонение современных христиан, не подтвержденное делами любви.

Задолго до фарисеев и лицемеров евангельских времен, уже во времена Осии были свои фарисеи и лицемеры, которые считали, что какое-то количество жертв, принесенных Богу, может стать заменой добрым делам, что исполнения обряда достаточно для угождения Богу. Эти заблуждения среди современников пророка Осии были вершинами Богопознания, доступными немногим, а большая часть людей пребывала в еще худшем духовном состоянии, уклоняясь в язычество и идолопоклонство.

Среди этого падения нравов и духовного разложения, где прообразом израильского царства служит жена-блудница, Осия говорит о милости и о том, что Господь не только карает, но и милует, в его словах не только обличение, но и утешение. Своей жизнью пророк являет образ Божией любви к падшему человеку. Он не только обличает, но и указывает на лекарство, которое необходимо употребить для спасения.

Все мы знаем о себе, что милость к ближнему не такой уж частый гость в нашем сердце. На это у каждого из нас есть различные оправдания. Согласно обычаю, которому уже множество веков, каждый вспоминает свои собственные беды и проблемы, а также малые возможности, которые мешают совершать добрые дела (материальные, духовные, душевные, психологические и так далее).

Среди этих суетных мыслей мы забываем, что милость к ближнему можно проявлять различно, ведь это не обязательно материальная помощь, как сейчас многим представляется. Сдержать злое саркастичное слово, готовое сорваться с языка, и указать на чью-то глупость и нерасторопность — это тоже милость. Сдержаться в ситуации, где ты кругом прав и, казалось бы, можешь сейчас совершенно оправданно наказать провинившихся, но вместо этого вспомнить, что важно не наказание, а душа человека и прощение – милость. Забыть на миг свою скорбь для того, чтобы улыбнутся надоевшему тебе человеку, – милость. Ап. Павел в третьем послании к Колосянам пишет: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол.3:15). Кажется, какая мелочь – будьте дружелюбны, а ведь это милость и порой она намного важнее долгой молитвы.

Будем, братья и сестры, творить дела милости по своим силам и будем помнить, что возможность эта открыта для каждого из нас.

Может быть, такая «малая милость» станет одним из тех столпов, который позволит сказать в конце нашей быстрой жизни – «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?!» (Осия 13:14).

Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.