Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 «Симоне Ионин! Любиши ли Мя, паче сих». Так обращается Господь к своему ученику, прощая его троекратное отречение. Также обращается и к нам с вами, словами Евангелия, через многие века после своего пришествия и Воскресения. В двойственности Евангельского повествования заключена одна из тайн Божьего мира. Читая Евангелие, мы понимаем, что события эти имели свое место во временной истории человечества, также понимаем, что события эти вечны, как вечен Бог. Для нас это зачастую означает прямоту обращения Господа Нашего Иисуса Христа к нашему сердцу.

Потому, когда Христос в Евангелии обращается к своим ученикам или людям, собравшимся вокруг Него, мы понимаем, что Господь, в том числе, обращается и к нам с вами. Этот евангельский вопрос «Любиши ли Мя, паче сих», звучит и для наших с вами сердец. И вероятно каждый христианин желает ответить на этот вопрос так же как ответил на него апостол: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Однако для каждого человека этот вопрос будет иметь свои собственные отличия, настолько разные насколько различаемся мы с вами.

Вопрос звучит для каждого, но означает он для нас совсем не то же самое что и для апостола Петра. Каждый человек будет отвечать на этот вопрос исходя из контекста своей собственной жизни. Наша жизнь весьма сильно отличается от жизни апостолов, и к сожалению, не только исторически. Возможно не будет преувеличением если сказать, что уровень жертвенности и любви ко Христу среди современных христиан намного меньше чем у первых христианских поколений. Поэтому так важно для нас знать контекст – той жизни и того человека, который уже ответил своей жизнью на этот вопрос.

Естественно, мы не первое из христианских поколений, обративших свое внимание на этот евангельский диалог. Многие из отцов Церкви давали разъяснения данного диалога для своей паствы, оставили для нас труды, в которых мы можем найти необходимые нам пояснения и мысли, которые для нас с вами не всегда очевидны.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Петру в этом диалоге было поручено попечение о братии. «Не воспоминает об его отречении и не порицает его за то, что было; но говорит: если ты любишь Меня, то заботься о братии; покажи теперь ту горячую любовь…».

Святитель Григорий Палама говорит о смирении Петра: «…а теперь вопрошаем: – больше ли он любит (Христа, чем прочие), – он подтверждает свою любовь, но то – что (любит) больше других, это пропускает, говоря: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя»

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит нам о том, что слова Христа «Паси агнцы Моя» обращенные к Петру раскрываются еще и таким смыслом «…собственным своим примером удостоверь их, что не должно отчаиваться, в какое бы кто прегрешение ни впал…»

Преподобный Нил Синайский обращает внимание христиан на живой пример Господа. От падшего ученика Христос просил только любви, и вы поступайте также, учит преподобный отец, потому что кто любит, хотя и пал, скоро возвратится к тому, кого любит.

Однако самое занимательное замечание делает Александр Павлович Лопухин. Дело в том, что в этом диалоге, в греческом тексте, для обозначения слова «любовь» использованы два разных слова с различными значениями. Первый и второй раз Господь спрашивает Петра используя глагол «ἀγαπᾶν» — это слово несет в себе значение любви жертвенной и всеобъемлющей. Петр же отвечает «φιλεῖν» — словом которое содержит в себе значение любви дружеской, сердечного расположения. Третий раз Господь спрашивает Петра используя это же слово. После этого вопроса Петр опечалился. В этом смысле становится ясна скорбь апостола, ведь вопрос Господа изменился и если первые два раза Господь спрашивал Петра любит ли он Его любовью жертвенной, то последний вопрос можно обозначить как – друг ли ты Мне Петр?

Невольно вспоминаются строки стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина):

«Теплится лампада, свет свечи веселый,

Старый инок шепчет, голову клоня:

— Милостивый Боже, я познал глаголы

Симоне Ионин, любиши ли Мя?

         …

Молится подвижник лик и строг и светел.

Плач коснулся сердца, теплотой щемя.

Оскорбе же Симон, что услышал в третий:

Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

         Апостол Петр дал ответ на этот вопрос, своей жизнью. Этот ответ способны предоставить и мы с вами. Остается только дать себе отчет о том, как сильно волнуют нас подобные вопросы и как сильно наше желание ответить. По церковному преданию апостол Петр, удалившись от Рима, где должен был быть предан мучениям, увидел Христа, сказавшего ему что, идет в Рим, чтобы вновь быть распятым. Тогда апостол вернулся и был распят сам.

Будем и мы с вами подражать жертвенности апостола. Тогда отвечая на этот вопрос, мы сумеем присоединиться к ответу, который также ныне находится вне границ человеческой истории: «Господи Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.