В одном из сегодняшних Евангельских чтений мы слышали, что: «один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет».

Святитель Игнатий Брянчанинов в одной из своих проповедей сказал: «Очевидно: чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.

Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса, должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько ссотворил человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием.

Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя…».

Говоря современным языком, самолюбие — это чувство собственного достоинства, обычно сочетающееся с повышенным вниманием ко мнению о себе окружающих. Вот и получается, что часто из-за самолюбия в основе нашей помощи лежит не Евангелие, а желание просто понравиться кому-то. Из-за желания быть хорошими в глазах людей мы можем потакать прихотям своих ближних,  боясь получить «дизлайк».

Когда ребенок болеет сахарным диабетом, но просит конфету, ответственные родители не дают ему сладкое; да, придется пожертвовать своим комфортом и покоем, да,  придется потерпеть его недовольство, он даже обидится, но этот поступок продлит ребенку жизнь и самих родителей избавит в будущем от скорбей. Родители, которые самолюбивы не думают о последствиях. Чтобы сохранить свой покой, комфорт и чтоб малыш не обижался, могут позволить ребенку немного сладкого, но о последствиях не задумываются. Им важнее свой комфорт, а болезнь развивается; ребенок становится более эгоистичен и это все приносит в жизнь родителей еще большую скорбь.

Получается, что человек, движимый самолюбием, не заботится о последствиях своих действий, а это вредит как ему самому, так и тем, кто находится рядом с ним и на кого распространяется его помощь

 Так что, удовлетворяя свое самолюбие, мы наносим вред и себе, и ближнему.

Как говорится: «На своих ошибках учатся, а умные люди учатся на ошибках других людей».

Соответственно, чтобы правильно «любить  ближнего» надо руководствоваться не своими разумом и чувствам или общественным мнением,  а Священным Писанием и опытом святых отцов, а Писание и отцы учат о необходимости быть внимательным к себе, к своим чувствам и думать о последствиях своих действий.

Избавившись от самолюбия, мы сможем правильно полюбить себя и по слову свт. Игнатия Брянчанинова: «Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего…».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.