Как каждое Воскресенье перед Великим постом несет в себе духовный смысл и подготавливает нас к началу поста, так и каждое Воскресенье Великого поста, тоже, по не многу, открывает нам необходимые духовные истины.

Первая Неделя Великого поста – Неделя Торжества Православия.

На протяжении многих веков, со времени рождения христианской Церкви, верующие старались принимать Откровение Божие во всей его чистоте, а лжеучителя искажали его человеческими домыслами.

В особенных случаях, для обличения лжеучителей, а также для обсуждения догматических и канонических вопросов, на основании заповеди Самого Спасителя и по примеру Апостолов, в ранней христианской Церкви собирались Вселенские Соборы. Вселенских Соборов было семь. В день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: Седьмой Вселенский собор, на котором было востановлено иконопочитание.

История праздника такова.

В первых веках христианства, иконы (от греческого слова “образ”) с изображенными на них Господом Иисусом Христом и святыми были очень важными средствами в духовной жизни не только для неграмотных христиан, но и для всех верующих. Обычно на иконах изображались важные моменты земной жизни Христа, описанные в Евангелиях, или подвиги тех или иных святых, которые своей жизнью или мученичеством за имя Христово прославляли Господа. Смотря на эти иконы, христиане побуждались благодарить Господа за искупление от греха и вечной смерти или подражать вере и жизни святых.

В христианской Церкви иконопочитание вошло во всеобщее употребление в 4-м и 5-м веках. В первые три века христианства иконы были мало распространены ввиду гонений на христиан. Но с дарованием свободы христианству начинается процветание иконопочитания. Одним из первых иконописцев традиционно считается евангелист Лука. Почитание икон заключается в почитании изображенных на них образов. Такого рода почитание выражается в почитательном поклонении и молитве Господу.

Иисусу Христу и святым, изображенным на иконе. Во время молитвы перед иконой молящийся должен всегда возноситься умом и сердцем от образа, изображенного на иконе, к невидимому первообразу.

В 8-м веке к церковному учению об иконопочитании, особенно в простом народе, стали примешиваться неправоверные взгляды. Простой народ вследствие недостаточного религиозного образования главное значение в религии придавал внешности и обрядности. Необразованные люди, смотря на иконы и молясь перед ними, забывали возноситься умом и сердцем от видимого к невидимому и даже начали думать, что лица, изображаемые на иконах, неотделимы от икон. Отсюда легко развилось поклонение самим иконам, то есть суеверие, граничащее с идолопоклонством. Естественно, что Церковь стремилась избавиться от такого суеверия. Но, к несчастью для Церкви, задачу уничтожить суеверие взяла на себя, отстранив духовную, гражданская власть. Вместе с суеверным почитанием икон, гражданская власть стала уничтожать иконопочитание вообще и произвела, таким образом, иконоборческую ересь.

Первым гонителем иконопочитания был император Лев Исаврянин (717 – 741 гг.). Он был храбрым воином, с успехом защищавший империю от нападений магометан, но религиозно малообразованным. Обратив внимание на церковные дела и на суеверия в иконопочитании, он до того увлекся своей ролью церковного деятеля, что вместе с суевериями захотел уничтожить иконопочитание вообще. По своей необразованности он полагал, что в церквях христиане поклоняются именно самим иконам. К тому же Лев составил план, чтобы уничтожением иконопочитания обратить в христианство как магометан, так и иудеев, которые не признавали иконопочитания. Сначала он издал указ против почитания икон (726 г.), для чего приказал поставить их в церквях повыше, чтобы народ не мог целовать их. Против такого распоряжения восстал патриарх константинопольский Герман. За ним на защиту иконопочитания выступил знаменитый монах-богослов обители св. Саввы в Палестине, Иоанн Дамаскин. Он написал ряд горячих посланий против иконоборства. На основании Священного Писания Иоанн доказывал, что запрещено было делать изображение невидимого Бога только в ветхозаветной церкви, а в Церкви новозаветной такого запрещения быть не может, потому что Сам Бог принял человеческое естество и жил на земле как человек.

Вскоре император Лев издал новый указ, которым повелевалось вынести из храмов все иконы. Но иконы можно было удалить из храмов только Византийской империи, так как Сирия и Рим не признавали над собой власти византийского императора.

После смерти Льва иконопочитание на некоторое время было восстановлено. Но в 743 г. Константин Копроним сверг с престола императора Артабазда, и подобно своему отцу Льву начал преследовать иконопочитание, только с еще большей настойчивостью и жестокостью. За иконопочитание христиан убивали, подвергали мучениям, бросали в темницы. В 754 году Константин Копроним для утверждения иконоборческой ереси созвал лжесобор, беззаконно присвоивший себе имя Седьмого Вселенского. На этом соборе не было ни одного из пяти вселенских патриархов. Вскоре (в 755 г.) Константин Копроним умер, и его наследником стал сын Лев Хазар (775 – 780 гг.), который был воспитан отцом в иконоборческом духе. Но Лев был человек слабохарактерный, и большое влияние на него имела его жена Ирина, которая втайне держалась иконопочитания. После смерти Льва, из-за малолетства его сына Константина Порфирородного, государством начала управлять Ирина. Она решила восстановить иконопочитание и созвать законный Вселенский Собор. В воспоминание Первого Вселенского Собора Седьмой Вселенский Собор был созван в Никее в 787 году и состоял из 367 епископов под председательством патриарха Тарасия.

В частности, в определении Собора говорится: “… Когда на иконах мы видим изображения ликов Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Богородицы, святых и преподобных мужей, то, смотря на них, побуждаемся к воспоминанию их святой жизни. Основываясь на Священном Писании отцы собора постановили, что икона является образом того, кто изображен на иконе и соответственно, воздавая почитание пред иконой мы воздаем хвалу не иконе, а тому кто изображен на ней.

Для чего человеку дана икона и для чего каждому из нас необходимо иметь иконы?

В обычной мирской суете, мы очень часто забываем о простых и необходимых вещах, соответственно немудрено забыть и о вещах духовных. Поэтому икона и дана нам для того чтобы напоминать о присутствии Бога в нашей жизни. Неоднократно даже один взгляд на иконы останавливал человека от греховного поступка или возбуждал в нем дух покаяния.

Фантазия человека не имеет границ и предавшись духовному воображению можно представить себе все, что угодно и незаметно впасть в духовное помешательство. Св.отцы, основываясь на своем опыте, запрещают духовные фантазии, а для того чтоб человеку легче на молитве помнить о Боге, Церковью и дана икона, на которой изображено все что необходимо и нет ничего лишнего, что развивало бы фантазию.

Из всего сказанного становится ясно, что икона должна быть неотъемлемой частью духовной жизни христианина, потому что благодаря иконе мы можем чаще вспоминать о Боге и соответственно воздерживаться от совершения дурных поступков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.