Проповедь протоиерея Димитрия Кирьяна в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Один законник спросил Господа: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Спаситель ответил: «Как написано в Законе?» «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя», – ответил законник и спросил: «А кто это – мой ближний?».

В ответ Спаситель рассказал такую притчу.

По пустынной дороге, кишащей разбойниками, из Иерусалима в Иерихон шёл как-то один человек. На него напали разбойники, ограбили, избили и бросили чуть живым. Этим же путём проходил один священник. Посмотрел он на несчастного и … прошёл мимо.

Так же поступил и левит (служитель при храме).

Спустя некоторое время проезжал этой же дорогой самарянин. Увидев избитого человека, он остановился, перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На другой день, торопясь по своим делам, самарянин оставил потерпевшего на хозяина гостиницы, заплатив ему за это, оставив деньги на будущие расходы, и к тому же обещал заплатить на обратном пути за все, что будет истрачено сверх того.

«Как ты думаешь, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» – спросил Господь. Человек ответил: «Оказавший ему милость». «Иди, и ты поступай так же», – сказал Христос.

Священник и левит хотя и знали заповедь Божию, записанную в Законе Моисея, о любви к Богу и ближнему, на деле показали, что их душа безразлична к страданиям другого. Самарянин же имел добрую душу и сердце – и хотя был иноверцем и не знал эту заповедь, помог раненому, и в этом-то и выразилась его любовь к Богу и ближнему.

С помощью этого образа Иисус Христос вложил новое содержание в старое ветхозаветное понятие «ближний». Образ милосердного самарянина был в устах Спасителя «скандальным примером». Потому что он нёс в себе вызов старым, традиционным представлениям его слушателей о том, кто такой ближний. Христос говорил о том, что Он послан прежде всего к «погибшим овцам дома Израилева». А апостол Павел пишет, что тот, кто не заботиться о своих, то есть о ближних, тот вообще «хуже неверных».

Легко говорить о любви к человеку и ох как трудно любить конкретных людей, которые являются нашими ближними. Как часто мы видим вокруг нас, что даже родственники не имеют друг ко другу настоящей любви. Сколько ссор и неприязни бывает между супругами. Каждый считает, что его должны полюбить прежде. Но очень часто этого не происходит. И ожидание любви от наших ближних может продолжаться годами. В результате копятся обиды, которые могут привести даже к разрыву отношения.

Очень часто можно услышать, что кто-то недостоин нашей любви, – родственники, знакомые, люди другой нации, другой религии, люди которые ведут предосудительный, греховный образ жизни.

Не следует так думать! Так легче оправдать своё бесчувствие, своё равнодушие к окружающим. Однако такие рассуждения ничего не имеют общего с христианством, с христианским пониманием любви.

Христос учит нас любить людей, не задаваясь вопросом о том, достойны они нашей любви или недостойны. Господь призывает любить людей, даже не спрашивая себя, примут они проявления нашей любви или отвергнут их.

Образ милосердного самарянина должен послужить нам примером. Этот человек не рассуждал о любви. Не думал о том, стоит или не стоит её проявить. Он просто сделал доброе дело. Сделал вопреки всем представлениям, которые господствовали в то время в его народе. Рассказав притчу, Христос сказал законнику: «Иди, и ты поступай так же». Этот призыв обращён и к нам с вами. Господь и люди ждут от нас не рассуждений о любви, а таких же дел любви, как тот поступок, который совершил милосердный самарянин.

Не будем ждать от других людей проявлений любви, будем творить добро первыми. Тогда на вопрос: «кто мой ближний?», незамедлительно последует очевидный ответ, тот, кто нуждается в твоей помощи. Не тот, кому ты нужен, а тот, кто нуждается в твоей помощи. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.