Проповедь иеромонаха Серафима (Бикинева) в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Господь сказал: «что одни люди пойдут

в муку вечную, а другие – в жизнь вечную.

(Мф.гл 25, ст46)

В сегодняшнем Евангелие, читалось зачало притча от апостола и евангелиста Луки – о богаче и Лазаре. Жили два человека. Один был – «богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал. Был же также нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его (богача) в струпьях», и желал насытится хотя бы крошками от стола богатого, Господь называет имя нищего Лазарь, а богатого именует только богатым. Святые говорят – имя сокровенно, оно вписывается в книгу жизни. Лазарь удостаивается этого, а богатый нет.

Для богатого как будто не существовало Лазаря. Лазарь же никогда не питал к нему злобы. Он привык к своей судьбе. Смирился и это смирение и незлобие привело его в рай. И вот они оба умирают, и там их постигает разная участь. Лазарь «…отнесён был Ангелами в лоно Авраама», а богатый оказался «…в аду, в муках» (Лк.гл.16,ст. 22-23). « И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел в дали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! Умилосердися надо мной и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил мой язык, ибо я мучаюсь, а пламени сем» (Лк.16, ст 23 – 24). Мы видим, что и там люди не лишены свободы, они видят, могут говорить и просить, выражать свои чувства. В его просьбе нет раскаяния и просьба о прощении грехов, Да он видит, что его жизнь, привела его сюда, в это место мучений. Но закостеневшие чувство гордости не даёт совести пробудится к покаянию.

И вот, что говорит ему Авраам: «…чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16, ст.25). Праотец Авраам даёт понять ему его грех. Что он был не милостив к Лазарю, а сам просит теперь милости. Авраам добавляет: «…и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16, ст. 26). Господь показывает всю глубину духовной прорасти. Никто не может перейти эту пропасть. Ни Авраам, ни Лазарь, ни Ангелы. Это пропасть измеряется не расстояниями, а духовным состоянием человеческой души. А это неизмеримо велико.

Богатый уразумевая эту пропасть, обращается ещё с одной просьбой к Аврааму; «…так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря)», он даже по имени его не называет, «в отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они на пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея пророков не слушают, то если кто и из мёртвых воскреснет, не поверят» (Лк.16, ст.27 – 31).

Святые говорят – что в этой просьбе не было забота братьях. Тут как бы косвенное обвинение Бога и оправдание себя. Если бы в своё время мне было бы послано знамения (чудо), я бы не был бы в этом месте мучений. Я вроде б невиноват, каяться мне, как бы не в чем! Что мешает богатому воскликнуть: Лазарь прости мое жестокосердие! Помолись о мне грешном, отче Аврааме! Господи Боже мой милостивый, помилуй и прости меня грешного! Неужели Господь не оказал бы милость? Как не отнимает у нас и свободу даже за гробом, так не может иссякнуть Его Божественная любовь. Сам человек выбирает своими поступками в жизни, где ему находится за гробом. Человек сотворён Богом по образу и по подобию Божиему, а значить разумным, свободным и вечным. И всё, что в жизни он делает, отзывается за гробом. Господь утвердил закон, послал пророков и апостолов, учителей и наставников, сам явился на землю и весь закон исполнил. Разрушил стену проклятия, между Богом и человеком, открыл рай, и упразднил рабство дьявола над человеком, всё исполнил ради нас. Как человек может оправдается, если не кается в своих грехах, ведь, «незнания закона, не освобождает от ответственности (наказания)». Боголюбивые брать и сестры, давайте всего помнить о том, что в Царство Небесное, подобает только по милости Божией, «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут!», и только через покаяния, можно эту милость получить. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.