Проблемы современного иконопочитания.

ПРИНЦИПЫ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ТОРГОВЛИ

Торговля продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.) имеет свою специфику.

В старину из благоговения к названным предметам даже не употреблялись сами термины купли-продажи. Покупатель не спрашивал: «Сколько стоит эта икона?», а говорил: «На сколько рублей я могу ее обменять?»

В наше время утраты чувства священного и благоговения перед ним некоторые церковные магазины порой поражают кощунственным равнодушием к святыне.

Указанному выше принципу размещения священных изображений не ниже уровня пояса взрослого человека нужно следовать и вне храма: в домах прихожан, в монашеских кельях и, конечно, в церковных лавках, ларьках и магазинах.

К сожалению, нередко можно увидеть обратное именно в торговле. То, чего не сделает верующий человек у себя дома, он почему-то с легкостью делает на рабочем месте в магазине — например, располагает иконы на полу.

В этой иконной лавке иконы размещены на полу, на уровне ботинка (Метеоры, Греция)

 

В этом магазине крупные аналойные иконы расположены ниже колен покупателей (Россия)

Торговое место организовывается таким образом, чтобы указанные предметы располагались на почетном месте, исключающем возможность их непреднамеренного поругания. Для этого хранение и демонстрация священных изображений и предметов религиозного поклонения и почитания должны соответствовать благочестивому к ним отношению, а именно:

  • указанные предметы не должны располагаться на прилавках, полках и стеллажах, имеющих высоту ниже пояса взрослого человека;
  • в случае размещения на горизонтальных поверхностях недопустимо, чтобы на священные изображения и предметы религиозного поклонения и почитания клался какой-либо товар, производилась выдача товара, его упаковка или расчет за покупки (нельзя класть деньги, кошельки и т.п.);
  • неблагочестиво, чтобы иконы и священные изображения располагались под горизонтальной стеклянной витриной, на поверхности которой размещается другой товар или производится выдача товара, расчет с покупателями и другие действия;
  • неблагочестиво перетягивать пачки малоформатных икон резинками (шпагатом и т.п.) так, чтобы перевязочный материал пересекал лики на священных изображениях.

Церковным и православным торговым организациям рекомендуется на основании данных принципов самостоятельно разработать и применять на практике подробные правила благочестивой торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения и т.п.).

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» ОБЕРЕГИ

Священные изображения и тексты не могут и не должны использоваться в качестве «православных» оберегов и амулетов, а также смешиваться с оберегами из чуждых религиозных традиций. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное.

Пояс с текстом псалмов и священными изображениями Креста и ангелов

Авторитетный церковный текст — Номоканон при Большом Требнике своим 20-м правилом — в числе других «суеверно-предохранительных средств» запрещает христианам носить на себе тексты псалмов царя Давида или имена мучеников. Это правило относится и к поясу «Живый в помощи», на котором обычно также помещают изображение Честного Креста, ангелов и др. Псалом 90 («Живый в помощи…») нужно читать как молитву умом и устами, а не носить на теле.

Возражения о том, что ношение воинами таких поясов сохраняло их от гибели, не слишком состоятельны, поскольку спасение человека следует приписывать не предмету, а помощи Божией, которая подавалась в ответ на веру и молитвы самого человека и его близких.

В Правиле 20-м Номоканон устанавливает церковные прещения (извержение из сана священнослужителей и отлучение мирян от Церкви) следующим категориям христиан:

  • верящим в судьбу и в астрологию;
  • «облакогонителям» (предвещателям будущего по виду облаков и повелителям атмосферных явлений);
  • гадателям «на письменном оракуле» (в том числе на Псалтири, Евангелии и др. текстах);
  • изготовителям и носители амулетов или талисманов («опоясания, сиречь конуры и шолки»).

Как объясняет канонист А. Павлов, амулеты обыкновенно состояли из разнообразных навязей:

«Самым древним и употребительным талисманом была красная нитка. Уже Златоуст… упоминает об обычае навязывать такую нитку новорожденным детям для предохранения их от всяких зловредных влияний (PG. 65, col. 105–106). В Номоканоне такие запрещенные магические нити называются “конуры и шолки”. Из них также изготавливались кошельки или ладанки, в которых носились заговоры, псалмы Давидовы, апокрифические молитвы и другие неканонические тексты; корешки и листья растений, полудрагоценные камни и др.»

В наше время большое распространение получили различные языческие, мусульманские и якобы «христианские» и даже «церковные» амулеты и обереги. В целях получения прибыли производители подобной массовой продукции эксплуатируют страх не имеющего четкого мировоззрения современного человека перед возможными бедствиями, сглазом, порчей, болезнями, автокатастрофами и т.п. При этом производители оберегов и амулетов не стесняются именовать таковыми даже иконы и таблички с православными молитвословиями, а также соединять несоединимое, например, «глаз Фатимы» (мусульманский оберег) и икону Богородицы или Спасителя, магические «красные нити», подковы и православные иконы.

Икона Спасителя с «глазом Фатимы» и Распятиями в качестве подвесок

Подкова с иконой с пожеланиями «счастья, добра, благополучия»

«Амулет-оберег для машины Сын Божий. Производство: Израиль» (характеристика товара на сайте интернет-магазина)

Один интернет-магазин так объясняет, для чего нужна икона в салоне автомобиля:

«…Большинство верующих христиан стараются отвести от себя страшную беду, вешая в салоне своего автомобиля образы Святых… Иконы для машин имеют удобный способ крепления при помощи специальной нити. Чаще всего для этих целей используется нить именно красного цвета, которая дополнительно оберегает водителя от дурного глаза людей с недобрыми помыслами. На обратной стороне лика Святого располагаются обычно слова молитвы, прочтение которых отведет от водителя беду и дорожные бедствия».

Покупателям внушается, что икона — такой же оберег, как и любой магический амулет, а молитва к святому — не более чем заговор на удачу, и главное: беду отводит не Бог, а магические предметы и слова. Поэтому такие «иконы-обереги» снабжаются и «полудрагоценными камнями», и «святой» землицей и водицей.

У таких «дельцов от религии» и Крест Христов превращается в амулет. Для повышения добавочной символической стоимости своего товара (превращаемой в валютную за счет легковерных покупателей) продавцы комбинируют церковное предание с оккультными поверьями. Тот же интернет-магазин рекомендует свой товар:

«Крест-39/1. Крест из натурального оливкового дерева. Освящен на камне помазания в Иерусалиме в Храме Гроба Господня. Крест выполнен из натурального оливкового дерева и содержит копии икон Богородицы Иерусалимской, “Древо Жизни” и Николая Чудотворца, Святую Землю Иерусалима и украшен полудрагоценными камнями голубого цвета. Оливковое дерево обладает мудростью, оно приносит достаток и удел, это символ долголетия, верности и стойкости. Святая земля защитит Ваш дом от невзгод и болезней».

Из этого текста видно, что у дерева ума, пожалуй, больше, чем у автора такой рекламы, полагающего, что удел (доля, часть, выделенная кому-либо) — нечто вроде богатства и потому является синонимом достатка, что «мудрое дерево» обеспечит покупателя и тем и другим, что, наконец, насыпанный в колбу израильский песок — а не Господь Бог — хранит человека. Продавцы креста-амулета забыли добавить о магической силе «полудрагоценных голубых камней», очевидно, понадеявшись, что покупатель и сам это знает.

«Крест-39/1. Производитель: Израиль» (Источник: сайт интернет-магазина)

«Крест-39/1. Производитель: Израиль» (Источник: сайт интернет-магазина)

В отношении производителей таких товаров действует 20-е Правило Номоканона об их отлучении от Церкви (если таковые к ней принадлежат, конечно) и необходимости избегать их самих и их продукции:

«Глаголет бо святый Иоанн Златоуст, яко аще и Святыя Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призывания, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых и отвращатися».

 По материалам: Православие.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.