Во Имя Отца и Сына Святого Духа.

Сегодняшнее воскресение, братья сестры, уже второе подготовительное воскресение к Великому Посту. Сегодняшний воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Это название день получил от Евангельской притчи, которая была прочитана за сегодняшним богослужением.

Эту притчу о взаимоотношении человека и Бога Господь Иисус Христос рассказал своим ученикам, записана она в Евангелие от Луки.

Господь, желая Своих учеников научить тому, что на небесах есть действительно великая радость об одном кающемся грешнике, рассказал им притчу.

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лк. 15:11-32)

Вот такую притчу рассказал Господь ученикам, и она настолько вошла в жизнь христианскую, стала ярким примером обращения, возвращения человека к Богу, ярким примером и образом покаяния, что вошла и в мировую художественную культуру. Наверное, нет ни одного человека, который не знал бы сюжет этой притчи.

О чём она говорит нам сегодня? Конечно о покаянии. Не случайно Церковь читает эту притчу в дни, когда мы готовимся вступать в Великий Пост. Для того чтобы нам приготовиться правильно, нам нужно понимать, что такое покаяние. Покаяние – это возвращение к Богу. Это не просто обращение к Богу, чтобы Он нас простил, и наше обещание, в свою очередь, исправиться. Это именно возвращение к Богу. Покаяние – это целый путь, который человек совершает от свиного корыта, а завершает пиром радости в обители Отца Небесного.

Блудный сын – образ падения, как образ отступления от Бога. Господь неслучайно выбрал именно такой грех. Господь сказал, что младший сын изжил имение, живя распутно. И в этом большой смысл. Для образа отступления от Бога, издревле ещё пророки в Ветхом Завете, использовали образ блудного падения, потому что человек заключает с Богом завет. Неслучайно говорится, что наши души обручаются Богу. Наше земное пребывание в браке, оно является своего рода образом того небесного союза души человеческой и Бога, более того человечества как общности с Богом. Поэтому, когда народ израильский отступал от веры в Единого Бога и уклонялся в идолопоклонство, пророки говорили, что Израиль стал блудницей (Ос. 9:1). Язычество – уклонение от веры в Истинного Бога и падение его в различные языческие культы обязательно сопровождается в большей или меньшей степени развращением, распущенностью. Язычество всегда связано с распутством. Любой бунт, восстание, все революции в обществе связаны с разрушением семьи, с развращением, потому что так устроена человеческая природа, если падать, так уж падать до конца. Если мы видим в современном обществе такие тревожные сигналы, что седьмая заповедь Божья из десяти заповедей, «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), более других попираема, уничижаема, это говорит о том, что общество в целом живёт безбожно, даже если пользуется риторикой о Боге, о нравственных ценностях.

Произошла полная расхристинизация общества. Именно поэтому общество, отступившее от Бога, не только впадает в различные блудные прегрешения и извращения, но и начинает пропагандировать, навязывать это другим, чтобы оправдаться в глазах других людей. Чем больше происходит разлияние блуда, тем меньше возможности для человеческой души связь с Богом восстановить, потому что возвращение к Богу и единение с Богом возможно только при жизни целомудренной. «Целомудрие» не значит «безбрачная жизнь», ведь целомудрие возможно и в браке. Целомудрие – это здравомыслие, оно даёт возможность жить человеку настоящей духовной жизнью с Богом. Когда человек пытается утроить свою жизнь с Богом, ходит в Божий храм, ставит свечи, подаёт записки, иногда соблюдает посты, но при этом его жизнь остаётся развращенной, то нет у человека возможности нормально устроить свою жизнь с Богом. За всеми молитвами и духовными усилиями такого человека сквозит пустота и разочарование.

Не случайно Господь даёт нам такой пример покаяния, притчу о блудном сыне. Нужно исправлять свою жизнь. «Не обманывайтесь, – говорит Апостол, – ни блудники, … ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, … – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Образ блудного сына актуален, потому что нам нужно жизнь свою устраивать целомудренно. Если в браке, то по Божьим заповедям, если вне семьи, то воздержанно. Будем этот образ иметь перед своими очами, чтобы по Божьей воле устраивать свою жизнь и постараться повлиять на устроение духовной и семейной жизни тех людей, которые от нас зависят: детей, внуков, знакомых, которые прислушиваются к нашему мнению, чтобы жизнь наша изменилась по-настоящему, а не призрачно. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.