Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем, с попразднством Сретения Господня и днем памяти святого праведного Симеона Богоприимца и святой пророчицы Анны – людей, непосредственное участие принявших в событии Сретения Господня в Иерусалимском храме; а также хочу вас поздравить с тем, что приближается Великий пост – время весны человеческой души, когда мы можем сбросить с себя все оковы греховные, которые на нас нависают со всех сторон, и давят, и не дают душе дышать Духом благодати Божией, не дают по-настоящему войти в «радость Господа своего».

Потому нам даются эти недели, чтобы мы уже сейчас имели правильные мысли – покаянные – о том, как мы будем проводить этот Великий пост. Как мытарь бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному!». Как блудный сын, который осознал свое отречение и свою оторванность от Отца – Подателя всех благ – и вернулся. Как в следующее воскресение будем говорить о Страшном Суде, о том, что ждет грешников нераскаянных. Но сегодня мы должны еще раз подумать о том, что в Евангелии по окончании этой притчи не говорятся слова: «И жили они долго и счастливо, и предстали перед Богом спасенными».

В том-то и дело, что когда человек возвращается к Богу, никто не гарантирует ему, что он снова от Него не отойдет: по собственной гордыне, по собственному успокоению в духовных трудах. Часто, попадая в период благоденствия, мы забываем о духовных подвигах, забываем о Боге, забываем о благодарности. Многие люди говорят сами о себе: «Да, мы вспоминаем о Боге, когда нам плохо. Когда нам хорошо, мы о Нем не помним». В этом и вся проблема. Когда нам хорошо, мы начинаем лукаво думать о себе, что мы нечто сами из себя представляем. На самом деле все, что мы имеем доброго, мы имеем как дар Божий, и мы должны его бережно хранить и непрестанно за него Бога благодарить. Если бы не было помощи Божией, если бы Бог не руководил нашими силами, мы никогда не справились бы с силами зла, наши падения были бы бесконечны. И в этом заключается смысл духовной жизни: пока мы с Богом, пока мы с Отцом, пока мы правильно понимаем, кто мы есть, бесы не могут прикасаться к нам. Но мы становимся единой общностью с ними через гордыню, потому что именно через гордыню ангел Денница стал бесом. Так же и мы становимся причастными этой нечистой силе, как только начинаем мнить о себе что-либо. Начинаем думать: «А что мне положено по праву в этой жизни?». А какое может быть право? Все по милости Божией нам дается! И потому, вступая в Великий пост, нам нужно помнить, что возвращение к Отцу должно иметь твердый фундамент: не так, что мы в Великий пост возвращаемся, а в течение года надолго уходим в эту далекую ссылку, не думая об Отце.

Каждый день и каждый час этой жизни дается для осознания истинности того, что человек в этой жизни как странник и что его пристанище – это Царствие Божие. И к нему мы должны подвигаться каждый день, понимая все новые и новые истины и закрепляя их в своей душе в виде добродетелей, а искореняя страсти и корень этих страстей – гордыню.

Желаю вам приготовиться к Великому посту с осознанием того, кто мы есть и какими должны быть.

Еще хочется отметить, что в этой притче фигурируют Отец и сын. Мне хотелось бы напомнить, что Церковь нам является матерью. И помирить Отца и сына как раз призвана Церковь, которая дает нам возможность молиться в храме, дает нам Великий пост, дает нам Таинство покаяния. И должны мы ценить Церковь как мать и ни в коем случае не возноситься пред ней, а служить ей, как служат добрые сын или дочь своим родителям; не превозноситься над Церковью, делать для нее все доброхотно, не считая свои возможности (физические или финансовые). Нужно понимать, что это мать. А мать любят такой, какая она есть. В любом случае любят.

И благодаря матери нашей – Русской Православной Церкви – мы имеем возможность покаяния и приближения к своему Отцу – Богу.

Да благословит вас Господь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.