19 августа православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Пре­об­ра­же­ния Господня.

Преображение (греч. ме­та­мор­фо­сис, лат. transfiguratio) – зна­чит «пре­вра­ще­ние в дру­гой вид», «из­ме­не­ние фор­мы» (от­сю­да «ме­та­мор­фо­зы»). Так на­зы­ва­ет­ся од­но из важ­ней­ших со­бы­тий еван­гель­ской ис­то­рии, про­ис­шед­шее неза­дол­го до по­след­ней Пас­хи Иису­са Хри­ста. О нем рас­ска­зы­ва­ют три еван­ге­ли­ста: Мф.17:1-13Мк.9:2-13  и Лк.9:28-36. Через во­семь дней по­сле тор­же­ствен­но­го ис­по­ве­да­ния апостолом Пет­ром сво­е­го Учи­те­ля Мес­си­ей (Хри­стом), – пи­шет еван­ге­лист Лу­ка, – Иисус, «взяв с Со­бою Пет­ра, Иоан­на и Иа­ко­ва, взо­шел на го­ру по­мо­лить­ся. И во вре­мя мо­лит­вы ли­цо Его вдруг из­ме­ни­лось, а одеж­да ста­ла свер­ка­ю­щей бе­лиз­ны. И два че­ло­ве­ка бе­се­до­ва­ли с Ним, – это бы­ли Мо­и­сей и Илия, явив­ши­е­ся в си­я­нии небес­ной сла­вы. И го­во­ри­ли они об ис­хо­де, ко­то­рый пред­сто­я­ло Ему со­вер­шить в Иеру­са­ли­ме.  Петр и его спут­ни­ки за­бы­лись дре­мой, а ко­гда оч­ну­лись, уви­де­ли си­я­ние Его сла­вы и двух му­жей, сто­я­щих ря­дом с Ним.  Ко­гда те со­би­ра­лись по­ки­нуть Его, Петр ска­зал Иису­су: «На­став­ник, как хо­ро­шо нам здесь быть! Да­вай мы устро­им здесь три шат­ра: один для Те­бя, один для Мо­и­сея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo го­во­рил, – за­ме­ча­ет Лу­ка и про­дол­жа­ет, –  Еще он не до­го­во­рил, как по­яви­лось об­ла­ко и на­кры­ло их сво­ей те­нью. Уче­ни­ки, ока­зав­шись в об­ла­ке, ис­пу­га­лись. Но из об­ла­ка раз­дал­ся го­лос, ска­зав­ший: «Это есть Сын Мой из­бран­ный, Его слу­шай­те!»  Ко­гда го­лос умолк, ока­за­лось, что Иисус один. Уче­ни­ки со­хра­ни­ли это в тайне и ни­ко­му в то вре­мя не рас­ска­за­ли о том, что ви­де­ли» (Лк.9:28-36).  А еван­ге­лист Марк уточ­ня­ет: «Ко­гда они спус­ка­лись с го­ры, Иисус ве­лел, чтобы они ни­ко­му не рас­ска­зы­ва­ли о том, что ви­де­ли, до тех пор, по­ка Сын Че­ло­ве­че­ский не встанет из гро­ба. Они это ис­пол­ни­ли, но меж­ду со­бой тол­ко­ва­ли: «Что зна­чит встать из гро­ба?» (Мк.9:9-10).

Ис­то­ри­че­ский и бо­го­слов­ский смысл это­го важ­но­го эпи­зо­да Свя­щен­ной ис­то­рии в следующем: Иису­са Хри­ста не толь­ко про­стой на­род, но да­же уче­ни­ки счи­та­ли, преж­де все­го, зем­ным ца­рем-во­и­те­лем. По­это­му Гос­подь при­от­кры­ва­ет им за­ве­су бу­ду­ще­го и яв­ля­ет Се­бя Сы­ном Бо­жи­им, Вла­ды­кой жиз­ни и смер­ти. Он за­ра­нее уве­ря­ет уче­ни­ков в том, что близ­кие стра­да­ния – не по­ра­же­ние и по­зор, но по­бе­да и сла­ва, увен­чан­ная Вос­кре­се­ни­ем. При этом Хри­стос при­бе­га­ет к су­деб­но­му пра­ви­лу, сфор­му­ли­ро­ван­но­му в За­коне Мо­и­сея: «При сло­вах двух сви­де­те­лей… со­сто­ит­ся вся­кое де­ло» (Втор.19:15). Этим Он юри­ди­че­ски опро­вер­га­ет неле­пые об­ви­не­ния со сто­ро­ны книж­ни­ков и фа­ри­се­ев в на­ру­ше­нии Им ев­рей­ско­го за­ко­но­да­тель­ства. При­зы­вая Се­бе в «сви­де­те­ли» са­мо­го За­ко­но­да­те­ля  и гроз­но­го про­ро­ка Илию, – ко­то­рые го­во­рят с Ним о Его «ис­хо­де» к смер­ти и Вос­кре­се­нию, – Хри­стос удо­сто­ве­ря­ет апо­сто­лов в со­гла­сии Сво­е­го де­ла с За­ко­ном Мо­и­сея. Он на­де­ет­ся, что хо­тя бы бли­жай­шие уче­ни­ки не под­да­дут­ся от­ча­я­нию, но са­ми ста­нут опо­рой со­мне­ва­ю­щим­ся. Та­ков смысл празд­ну­е­мо­го со­бы­тия.

На ико­нах празд­ни­ка Иисус Христос обыч­но пред­ста­ет в орео­ле «фа­вор­ско­го све­та» – си­я­ния, явив­ше­го­ся апо­сто­лам. Сле­ва и спра­ва от Него – Илия и Мо­и­сей, ко­то­рый дер­жит в ру­ках «Скри­жа­ли за­ве­та» – ка­мен­ные дос­ки с де­ся­тью важ­ней­ши­ми за­ко­на­ми. У их ног – апо­сто­лы, пав­шие на ли­ца и при­кры­ва­ю­щие их ру­ка­ми от нестер­пи­мо­го све­та, устрем­ля­ю­ще­го­ся к ним в ви­де из­ло­ман­ных лу­чей.

19 августа в храме в честь Преображения Господня в поселке Гидростроитель епископ Братский и Усть-Илимский Константин совершит праздничную Божественную Литургию. Начало Богослужения в 9.00. После Литургии состоится Крестный ход.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.