Православная вера есть та самая небесная истина, которую Сын Божий, Превечное Слово Божие, принес на землю. «Я на то родился, – говорит Он в Евангелии, – и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Иоан.18:37). Христос пришел в мир, чтобы открыть нам истину – истинное учение о Боге, о мире, о человеке, о Царствии Божием и о спасении. И без знания принесенной Христом истины невозможно нам спастись.

В царствование римского императора Константина великого Церковь Христова наконец-то получила признание и свободу исповедания. Но едва оправившись от внеш-них гонений, она была возмущена противохристианскими учением александрийского священника Ария. Побуждаемый честолюбием и завистью к Александру, избранному народом и клиром на епископскую кафедру в Александрии, Арий решил оклеветать уче-ние своего епископа, став обличать его якобы в савелианстве, ереси, сутью которой была мысль, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявления-ми, гранями Единого Бога. Но опровергая ересь мнимую, Арий сам оказался проповед-ником настоящей ереси. Он начал учить так: «Было время, когда Сына Божия не было; Сын Божий сотворен из несущаго, а никак не рожден из сущности Отца; причем рожден во времени, а не от вечности, не как Бог истинный от Бога истиннаго, но сотворен как орудие для создания прочих тварей; он и по естеству ниже Отца и по воле изменяем; называется же Сыном Божиим не по естеству, а по усыновлению, как послушный воле Отца». Проще сказать, Арий не признавал божественности Иисуса Христа, говорил о Сыне Божием, что было время, когда Его не было, что он не рожден из сущности Отца, а просто сотворен прежде всех тварей, что изменяем и т. д. Для обличения и искоренения этого богохульного учения и был созван Первый все-ленский собор.

В Никею собрались 318 предстоятелей церквей из Азии, Африки и Европы. Между ними многие славились или даром слова, или знанием божественных Писаний, или да-ром прозрения и чудотворений, а некоторые носили на себе язвы мучений, как свидетельство живой и действенной веры в Искупителя. Вместе с епископами прибыло на со-бор много пресвитеров и диаконов. Тогда же явились в Никею и некоторые из языческих философов. Одни с тем, чтобы ознакомиться ближе с учением христианским, a другие, по ненависти к нему, надеялись при помощи диалектики запутывать речи епископов и опровергать защищаемое ими учение.

Отцы собора, торжественно и единогласно исповедав Сына Божия единосущным Отцу, Ариево учение, как противное слову Божию содержащими это учение, предали анафеме. А чтобы утвердить в точности правое исповедание веры о Сыне Божием на все последующие времена, отцы изложили это исповедание в Символе веры, который и мы должны исповедовать, храня истины Православной веры.

Однако, не все так просто на сегодняшний день. Прославляя апостолов, принявших непосредственно от Христа правую веру, и почитая святых отцов, пояснивших ее, многие христиане, искренно называющие себя православными, не знают и, зачастую, даже не задумываются о том, в чем же суть православного исповедания. А ведь и Священное Писание, и труды святых отцов однозначно говорят об уникальности нашей веры. Вся история Церкви на протяжении многих веков говорит о непримиримой борьбе за истину против лжи.

«Я есть… Истина» (Иоан.14:6), говорит Господь, и Церковь, являясь телом Христо-вым, есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), как свидетельствует величайший проповедник всех времен и народов, апостол Павел.

Дьявол же лжец и источник лжи, искони борется с Церковью Христовой, дабы погубить ее чад. Он изобретает самые изощренные искажения, предлагая их несведущим в Писаниях людям. Под видом «истины» подсовывает порой самую наглую ложь и омер-зительную безнравственность людям, желающим без особого труда и духовного подвига достигнуть «сказочных благ» в вечности. А еще лучше, мечтает лукавый, чтобы люди и о вечности не помышляли, а только лишь наслаждались временными «прелестями жизни», привыкая жить по страстям, обольщая себя мнимым величием. Таков был ересеарх Арий, возжелавший прославить себя среди людей, сам попавший в лапы дьявола и увлекший за собой в погибель множество душ, на потеху демонам. Таковы сегодня все неправославные (неправильно славящие) религии, конфесии, секты и ереси. Искажая правое учение апостолов и веру отцов, они также идут в погибель сами и ведут за собой великое множество несчастных, даже не подозревающих, что их обманули.

Конечно, кто-то может оскорбиться и обидеться: «да как вы смеете?», «да кто вы та-кие?», «на себя то посмотрите!» Но не нужно думать, что догматы веры не играют боль-шой роли в деле нашего спасения. Некоторые, например, говорят: «А какая для простого человека разница, как верить? Главное – верить в Бога, молиться, делать добро, ходить в храм – и этого достаточно». Но те, которые так говорят, глубоко ошибаются. Невозможно человеку спастись без истинной веры, без правых и неповрежденных ее догматов. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам» (1Кор.15:1,2). Дух Святой, Который есть «Дух Истины», – не живет там, где есть извращение истины, где допущена ложь в догматах веры.

От того то свидетельства истины Христовой зачастую заканчивались мучениями: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Матф.24:9-11). И еще: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

А мы действительно великие грешники. Но мы и не обвиняем людей и не осуждаем их. Мы верим свидетельствам истины от Христа в Священном Писании, бережно храним их и знаем: где нет истины – нет ни Церкви, ни Бога. Зная это, братия и сестры, будем

всеми силами хранить Веру Православную, будем твердо держаться ее спасительных догматов, преданных нам от великих, святых и богоносных отцов, часто без колебания жертвовавших жизнью ради истины Христовой. Будем подражать их святой ревности, будем идти тем путем, каким они шли. Ибо тогда и мы, подобно этим великим мужам, сможем стать сосудами Благодати и истины, тогда и мы сможем войти туда, куда вошли они – в Царство Небесное, уготованное нам Троицей единосущной: Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.