«…ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся…» (Лк. 14:24)

Станица Зеленчукская раскинулась на берегах реки Большой Зеленчук. И станица, и близлежащие поселки расположены в живописных районах Карачаево-Черкессии: горы, чистые шумные речки, богатая растительность, пихты, достигающие 60 метров высоты и полутора метров в обхвате, некоторые экземпляры которых имеют возраст около 700 лет!

 

Недалеко от станицы, в поселке Архыз Зеленчукского района Ставропольского края (ныне Карачаево-Черкесской республики), 14 июня 1952 года родился мальчик Павел, который благодаря благочестивым родителям был крещен в младенчестве в храме апостолов Петра и Павла станицы Зеленчукская. Изначально храм находился в центре станицы, но с приходом богоборческой власти его постигла участь большинства храмов – купола снесли, а помещение стало домом культуры. Кладбище станицы постигла участь забвения – могилы сравняли с землей, на одной половине построили стадион, на второй разбили парк. На окраине станице был отстроен новый деревянный Петропавловский храм, в котором и окрестили младенца Павла в честь первоверховного Апостола. Сейчас на месте старого деревянного храма возведен белокаменный храм, который виден издалека, станица разрослась и храм опять оказался в самом ее центре.

Родители – папа Архип Васильевич Яланский и мама Мария Ивановна Яланская (в девичестве Кочубей) – дети потомственных казаков, были глубоко верующими людьми.

Отец мамы Иван Гаврилович Кочубей, кубанский казак, погиб в Первую мировую войну, в 1914 году под Таганрогом, бабушка Анастасия осталась с детьми одна. Станица Зеленчукская, основанная в 1859 году по указу императора Александра II, была заселена запорожскими и кубанскими казаками, в том числе и прадедами Павла. В каждой станице, по руслам рек, обязательно возводился храм, были в этих местах храмы и монастыри, построенные еще до крещения Руси, в 7-8 веках по Рождестве Христове. Вот по этим святым местам бабушка Анастасия часто отправлялась в паломничество со своей дочерью Марией. Отец Павел, сейчас внешне очень похожий на своего дедушку Василия (по отцу), в детстве часто приходил к тому в гости со своими двоюродными братьями. Нагуляются ребята на улице, набегаются, и к бабушке, с просьбой налить борща, а дедушка им в ответ: «Пока «Отче Наш» не прочитаете, не будет вам борща». Деваться некуда, встанут школьники-пионеры перед иконами в Красном углу, прочитают, как смогут. На возражения, что они мол пионеры и в школе их учат, что Бога нет, дедушка всегда отвечал: «В школе одно, а дома совсем другое». Да и Христа славить с пением Рождественского тропаря в святочные дни Праздника ходили ребята с удовольствием почти все школьные годы.

Две сестры Павла родились до войны, отец ушел на фронт. Вернувшись домой, прожил недолго, старые раны не прошли бесследно, и работа в лесу была тяжелой – валка леса вручную. Зарабатывал Архип Васильевич хорошо, да только купить в то время на эти деньги в станице было практически нечего. Привезут в магазин вельвет одного цвета – вот и ходят станичники семьями в платьях да брюках, из него пошитых.

После Таинств Соборования и Причастия, 29 мая 1959 года, отец отошел ко Господу, отпевали его в том же Петропавловском храме. Семилетний Павел особенно хорошо запомнил момент прощания с отцом – последний поцелуй венчика на лбу. До семи лет Павел часто участвовал в богослужениях, причащался. В доме Яланских иконы были всегда: Спаса-Вседержителя, Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца. А в комнате Павла над кроватью, с рождения, висела икона великомученика Георгия Победоносца и, будучи маленьким, Павел испытывал страх перед змеем, изображенным на ней. Крестные Павла храм не посещали, о Боге не рассказывали. Благодаря дедушкам, бабушкам и родителям, особенно маме, в душе маленького Павла была заложена духовная основа, то зерно, которое проросло и дало свой плод много лет спустя.

После семи лет наступил атеистический период в жизни – школа, училище, армия – везде прививалось безбожие. Павел стал стихийным атеистом – спорил с мамой, отрицал существование Бога и Таинства. В церковь заходил как турист, но все-таки возникало в душе какое-то чувство и воспоминания детства давали о себе знать.

 

Отправной точкой возврата к вере для Павла стал случай в молодости. Поехали молодые ребята в качестве награды за хорошую учебу в город Калинин, на экскурсию. На обратном пути остановились в селе, с одной стороны дороги которого стоял храм, а с другой стороны кафе, ситуация – нарочно не придумаешь. Все друзья Павла пошли в кафе, а Павел почему-то решил зайти в храм. В храме застал батюшку да несколько бабушек, а на выходе лицом к лицу столкнулся со своим ровесником (даже роста одинакового), вот только тот был в подряснике и скуфье, и тогда Павлу пришла мысль, что не только бабушки ходят в храм, но и молодые люди тоже. Эта встреча запала в память, и, в течении жизни, часто перед глазами Павла вставал образ молодого служителя церкви.

Отслужив в армии в качестве радиста в тогда еще социалистической Венгрии, Павел успешно освоил курс по тяжелой дорожной технике во всесоюзной технической школе подготовки к строительству дорог, став водителем грейдера.

 Поработав в родной станице по специальности, в 1976 стал Павел сибиряком, многие тогда ехали в Сибирь за романтикой. Обосновались в поселке Бикей, где пригодилась профессия, полученная на родине – устроился в леспромхоз водителем автогрейдера.

В 1978 году Павел поступил на рабфак Братского индустриального института, который окончил в 1984 году по специальности «Технология деревообработки». Ко времени окончания вуза за плечами был многолетний опыт работы, вся трудовая книжка была заполнена. Работница кадров, имея богатый опыт, внесла в трудовую книжку запись «Молодой специалист», таким образом, сохранились северные надбавки (в те годы северный стаж зарабатывался в течение пяти лет). Росли дети – сын Геннадий, дочери Тамара и Мария, Павел продолжал работать в поселке Бикей, а в 1989 году перешёл на преподавательскую работу в СПТУ № 63 поселка Падун по спецдисциплине «Дорожная техника».

В начале 90-х учился Павел на курсах вождения в Падуне, до которого добирался на служебном автобусе. Как-то по дороге заехали за коллегой по работе – забрали ее с места строительства молитвенного дома секты пятидесятников. Павлу понравилось, что на стройке было много молодых людей и с гитарами (он сам играл на гитаре). Так Павел попал к пятидесятникам – стал изучать Евангелие, молиться, еще немного, и быть бы ему диаконом пятидесятников, но к 1997 году в его жизни наступил духовный кризис – либо в мир вернуться и жить, как прежде, либо назад – к православной вере своих предков.

Однажды, в декабре 1996 года, зашел на вечернюю службу в храм Андрея Рублева (ныне храм Всех Святых в земле Российской просиявших) – как раз читали покаянный 50 псалом, и тут Павла словно пронзило с головы до пят, так коснулась сердца благодать Святого Духа, что вся предыдущая жизнь с ее грехами и ошибками пронеслась в памяти. Стал ходить на исповедь, близким по духу на всю жизнь для Павла стал отец Андрей Скрынько. В связи с тем, что Павел отступил от веры православной при общении с пятидесятниками, было написано прошение владыке Вадиму с просьбой о возвращении его в лоно Православной Церкви. Прошение было удовлетворено и через обряд воцерковления Павел вновь стал православным христианином, вернулся со страны далече домой…

Шло время и, как это часто бывает, Павлу захотелось самореализоваться в церкви не только, как прихожанину, но и послужить во славу Божию. Была мечта -читать на клиросе. В начале 2000-х началось строительство собора Рождества Христова, и прихожане храма Андрея Рублева со священниками ходили на Крестный ход с совершением молебна на место строительства. Регентом церковного хора в храме Андрея Рублёва тогда была матушка Марина Филиппова, послушав Павла на спевке (он читал тот самый 50 псалом), взяла на клирос. Так, с 2005 года, началось служение будущего отца Павла. Часть собора была отстроена и службы стали проводить в практически в пустом помещении будущего духовно-просветительского центра. Храм понемногу обустраивался, а Павел стал нести постоянное послушание на клиросе собора Рождества Христова, читал Апостол, помогал в алтаре.

Образовалась Братская епархия, Владыка Максимилиан благословил Павлу читать Апостол в стихаре. До сих пор отец Павел вспоминает это светлое чувство, когда его облачили в стихарь, недаром алтарников называют ангелами алтаря. Кроме послушания на клиросе, настоятель храма Андрей Чесноков благословил Павла быть катехизатором на огласительных беседах перед Таинством Крещения, а также посещать собрания в общеобразовательных школах для разъяснения родителям и учителям необходимости выбора курса «Основы православной культуры» для детей. А чтобы в школы приходил не просто мирянин, а служитель Церкви, Павел был посвящен в чтецы с правом ношения подрясника.

Все эти годы Павла не оставляла мысль по поводу принятия священства – «если предложат, не откажусь», но сам не напрашивался, полностью предав себя в волю Божию. И вот, на следующий день своего тезоименитства, 13 июля 2016 года, в день памяти святителя Софрония Иркутского, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан (ныне митрополит Иркутский и Ангарский), в соборе Рождества Христова, совершил хиротонию Павла во диаконы. Незадолго до этого пришлось забрать жену Дину (в крещении Нину) прямо из больницы для совершения Таинства Венчания перед рукоположением, как того требуют церковные каноны. Учиться в семинарии по существующим возрастным ограничениям было уже поздно, поэтому диакон Павел предполагал, что быть ему в этом сане до конца жизни, но в душе была надежда: «Священства хотел, но не искал!». Господь намерения целует, и 25 декабря 2019 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в храме Всех святых в земле Российской просиявших города Братска. епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан совершил иерейскую хиротонию клирика собора Рождества Христова диакона Павла Яланского.

 

Отец Павел стал настоятелем двух храмов – Архангела Михаила села Ключи-Булак и блаженной Матроны Московской села Калтук. Кроме этого, под окормлением отца Павла находятся молитвенные комнаты великомученика Пантелеимона деревни Леонова, святителя Николая Чудотворца деревни Куватка, преподобного Серафима Саровского поселка Харанжино.

Приходы в посёлках и деревнях небольшие, мало молодежи. Слишком много соблазнов в этом мире, которые уводят человека от Бога, особенно молодежь, которая стремится уехать из деревни, чтобы жить в комфорте, а в больших городах соблазны на каждом шагу – море информации, чаще всего вредной, развлечения, порой не самые безобидные и, конечно, пьянство. А где пьянство – там и все вытекающие из этого греха последствия. Именно будучи в священном сане отец Павел более глубоко осознал, что в безбожном мире, при всем обилии благ, нет у людей благодарности Богу.

Несмотря на трудности, отец Павел считает, что необходимо служить, пока Господь дает сил, а душу не покидает радость Воскресения Христова, и, иногда, эта радость так переполняет, что просто хочется встать на колени и благодарить, благодарить Бога за все… Оглядываясь на прожитую жизнь, приходит абсолютное понимание, что «живу, дышу и все, что имею – только милостью Божией, насколько промыслительно все устраивает Господь».

И милостью Божией, и молитвами православных предков, возвращаются их потомки в храм для покаяния и спасения своей души, а кого-то Господь призывает к пастырскому служению – чтобы привести души людей ко спасению…

Перейти в фотоальбом

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.