Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. С праздником Вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём!

Сегодня за службой мы с вами слышали Евангельское чтение, в котором молодой богатый человек подошел Иисусу, желая его искусить и поговорить с ним. Он спрашивает у него: «Учитель благой, что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную»? Господь отвечает ему: «Почему ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог. Соблюди заповеди наши: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, почитай отца и матерь твою». На что юноша отвечает: «Это всё я с самого детства своего знаю и соблюдаю». Но Господь ему говорит: «Тебе ещё немного не хватает, до того чтобы быть совершенным, до того чтобы унаследовать Царство Божие. Пойди и раздай всё материальное, что ты имеешь, и следуй за мной». Юноша опечалился и ни с чем отошёл от Христа. Ученики, конечно, удивились этой беседе и спросили: «Кто же может спастись»? На что Господь ответил: «Богатому очень тяжело спастись. Удобнее верблюду сквозь игольи уши пройти, чем богатому войти в Царство Божие».

Здесь, братья и сестры, нам с вами поучение. Кого мы видим в этом юноше? Знатный, богатый, хорошо знающий священное писание, знающий все законы, достаточно праведный человек. Ведь кроме того, что у него было богатство или положение в обществе, он хорошо знал закон Божий и его соблюдал. Этим самым он хвалился пред людьми. Беседу с Господом он хотел начать именно потому, что хотел потщеславится – с одной стороны, с другой стороны – поспорить со Христом, в чём-то его уязвить. Поэтому он подходит и говорит ему: «Учитель благий». А ведь иудеи знали, что благим никого не называли, кроме одного Бога. И Господь говорит ему, намекая на то, что Он и есть истинный Бог: «Никого не называй, кроме одного Бога». Господь с первых слов призывает юношу относится к нему не просто как к какому-то учителю, очень хорошему и духовно возвышенному человеку, а именно как к Богу. И когда Господь перечисляет ему заповеди, юноша хвалится, что все это исполнил. Господь обращает внимание юноши, что он сердцем своим, душой своей привязан к богатству и что он хвалится своей праведностью. Чтобы побудить юношу не хвалиться своими заслугами и не привязываться к материальному богатству, Господь, призывает его раздать всё и следовать за Ним.

Но юноша привязан к своему материальному состоянию и считает, что Господь наградил его за праведность этим богатством. В те времена иудеи долгую и здоровую жизнь, материальное благополучие воспринимали как награду Божию за добродетель. Людей нищих и больных даже немного призирали, думая, что они тяжко пред Богом согрешили, что Господь их наказал нищетой или болезнью.

И у нас с вами бывает такое: мы с одной стороны хвалимся тем что, достаточно усердные христиане, ходим в храм каждое воскресение, стараемся соблюдать пост, домашнее молитвенное правило, но тем не менее у нас бывают привязанности земные. Может быть, мы не так богаты, как этот юноша, но у нас очень часто бывает много различных земных привязанностей и удовольствий. Очень часто мы в своей душе кичимся перед не верующими или не воцерковленными людьми, или перед теми, кто первый раз приходит в храм, смотрим, как он крестится, молится, ничего не знает.

Нам тоже стоит прислушаться к словам Христа, обращенным к этому юноше: «Пойди, раздай имение твое». Это значит не привязываться сердцем, готовность отдать все, что я имею, не только материальное, но и душевное свое, что накопил. Поделиться с ближним человеком, не только копеечку подать, но и доброе слово человеку сказать – это тоже поделиться и раздавать то, что я имею.

Один из ярчайших примеров милости, милосердия ближним, явил сегодня празднуемый Святой Церковью святой праведный Филарет Милостивый.

Он жил в восьмом веке в Византии, в Пафлагонии – это сейчас север Турции. Происходил из христианской знатной богатой семьи. Воспитывался в благочестии. Сам был знатным вельможей, довольно состоятельным человеком. Но помня слова Христа, обращенные к юноше и другие слова Христа (притчу о страшном суде, когда праведникам Господь говорил: «Раз вы накормили меня, одели меня, посетили меня, раз вы сотворили это малым сим (т.е. нищим, убогим, обездоленным) значит, сделали и мне»), помня все эти слова Христа святой Филарет старался благотворить нищим и обездоленным. Он не прославился постничеством или чудотворением, не прославился прозорливостью. О нем в народе ходила добрая молва, называли его человеком Божиим, потому что он все последнее что имел – раздавал.

Случилось так, что на ту землю напали арабы и осталось у Филарета два вола, одна корова, да дом – и это последнее он раздал. Жена и дети стали роптать на него: «Что ты делаешь, и чем мы будем питаться»? Но он отвечал: «Мы с вами имеет такое богатство, о котором вы не можете даже вообразить, насколько оно великое. Хватит нам на целую вечность». Господь видя это наградил святого Филарета. Случилось так, что императрица Ирина искала для своего сына невесту и отправила послов по всей Византии, найти лучших невест и привести ко двору. Эти послы зашли и в дом святого Филарета, в доме Филарета не было никакого угощения. Соседи, узнав, что в дом Филарета идут такие уважаемые гости собрали и принесли к ним всё необходимое. Получился богатый пир. Среди многих красавиц выделилась внучка святого Филарета Мария, которая в конце концов и была избрана невестой будущего царя и стала царицей. Императрица Ирина щедро одарила семью Филарета, и богатство и знатность вернулись к нему. Но, тем не менее, он этим не гордился и не превозносился. Скромно и смиренно жил, неся свой труд. К концу жизни всё-таки раздал то, что ему дала императрица, ушел в монастырь близ Константинополя и там окончил свои дни.

С жития святого Филарета Милостивого, братья и сестры, будем брать пример. Не привязываться к богатству. В нищете находимся или в богатстве, стараться будет благотворить тем, кто в этом нуждается больше нас.

Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.