На днях на широкие экраны вышел фильм «Ной», который вызвал бурные дискуссии. Богословы и те, кто хотя бы раз вдумчиво читал Ветхий Завет, сходятся во мнении, что экранизация весьма далека от буквы и духа Священного Писания. Тем не менее ряд критиков признает, что фильм посмотреть полезно, хотя бы для того, чтобы вернувшись из кинотеатра, обратиться к первоисточнику.

Мы предлагаем вашему вниманию рецензию иерея Святослава Шевченко, руководителя отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии и размышления публициста и богослова Сергея Худиева о языческих и библейских представлениях о Потопе.

Святослав Шевченко: Фильм “Ной” – Потоп сознания

На днях на широкие экраны вышел фильм «Ной», который вызвал в блогосфере бурные дискуссии. Поэтому у меня была возможность перед просмотром и написанием своего мнения прочесть с десяток разных рецензий.

Ремейк с огоньком

С первых строк сразу хочу ответственно заявить. Фильм Даррена Аронофски «Ной» нельзя считать экранизацией 6-8 глав книги Бытия. Эта кинокартина создана лишь по мотивам библейской истории о всемирном потопе. Говоря современным языком – это лишь ремейк, творческое осмысление.

Моя супруга не даст соврать – во время просмотра я все время толкал ее в бок (чем, видимо, мешал смотреть и ей и окружающим) с шепотом-комментарием: «В Писании все по-другому!». Понимать это начинаешь с самых первых кадров, когда каинит Тубал-Каин (в русском изводе – Тувалкаин) убивает Ламеха, родителя малыша-Ноя. В Библии же определенно говорится, что отец Ноя преспокойно умер своей смертью, дожив до глубокой старости (Быт. 5, 31).

И еще один важный момент, на который обратили внимание почти все критики. В фильме весь сыр-бор и беготня начались из-за социальной несправедливости – У Ноя и Сима были супруги, а Хам с Иафетом должны были войти в ковчег без спутниц, что обрекало их на одиночество. Но в библейском оригинале мы читаем: «В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними» (Быт.7, 13). Понятно, что в сценарии режиссеру хотелось огонька, который можно было спровоцировать социальным неравенством. Поэтому Хама сценарист прописывает угловатым подростком, а Иафета вообще, делает сопливым ребенком, который и о девчонках-то еще не задумывается.

Мир для холодильника

Когда смотришь фильм, то четко понимаешь, что на экране ты видишь одного Ноя, а в Библии повествуется совсем о другом. И главное их отличие во взаимоотношениях с Богом. Библейский Ной получает от Господа четкие указания: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи» (Быт.6, 13-14). Более того, заботливый Бог даже дает размеры корабля: 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту (в метрах приблизительно – 150х25х15).

Киношный Ной лишь пытается угадать, в чем состоит Божья воля. Ему грезятся какие-то аллегорические полусны-откровения, в которых он совершенно путается. В результате Ной вдруг вбивает в свою голову, что Создатель решил перезагрузить мир, а получившийся новый вариант — предоставить только для жизни невинных зверушек. То есть по версии Ноя для людей в новом мире места не предполагалось. Кстати, неизвестно почему прораб по строительству ковчега и его семья предстают перед зрителями этакими вегетарианцами.

Сценарист, видимо, совершенно увлекся, забыв, что ветхозаветный Ной прекрасно знал всю предысторию, а значит, не мог не помнить о том, что изначально абсолютно все создано Творцом для человека. В том числе, животные, большинство из которых служили пищей венцу творения. Если воспользоваться современными образами, то можно сравнить такой новый мир с квартирой, которую приобретали только для установки в ней холодильника.

Реабилитация ангелов

В результате, главный киногерой из праведника перевоплощается в религиозного фанатика-маньяка, который начинает носиться по ковчегу с ножом за новорожденными внучками-двойняшками, чтобы не дать человечеству возможности размножаться. По этой логике ему тогда нужно было прикончить следом и жену сына, и свою супругу. Но, видимо, создатели решили не превращать «Ноя» в окончательный триллер, и Ной сменил гнев на милость. Но после, терзаемый комплексом «предателя», уже на земле главный герой по-русски заливает душевную горечь вином. Но, к счастью, все заканчивается хэппи-эндом.

Еще одно псевдобиблейское безобразие – это проникновение на ковчег потомка Каина, которого, чтобы отомстить отцу за потерянную невесту, подкармливает Хам. В общем, Голливуд не изменяет себе.

Для того, чтобы втиснуть тело кинопроекта в жанр фэнтези и привлечь к просмотру более широкую аудиторию (рекомендация 12+) – Аронофски вводит в эпическую картину сказочных каменных гигантов. Видимо, режиссер решил пофантазировать, использовав библейское упоминание об исполинах, которые жили в допотопный период. По сценарию это окаменевшие ангелы, которые из жалости кинулись Адаму и Еве на помощь, но вляпались в земную персть. Когда гиганты помогли Ною в строительстве и обороне ковчега – они были реабилитированы и снова вернулись на небеса, скинув каменный панцирь.

Детали с дурман-травой

Многолетняя история строительства ковчега и его эксплуатации по назначению умещается всего в три главы Бытия. И множество подробностей из жизни наших библейских предков опущено. Интересные решения предложил режиссер-сценарист.Как только я взял в руки Библию меня тут же стал мучить вопрос: каким образом Ной с членами своей семьи смог собрать каждой твари по паре? По сценарию оказалось все просто – животные и птицы собрались в место их временной дислокации по Божьему зову. И вся это живность стаями прилетала и приходила к ковчегу.Еще один животрепещущий вопрос: а как смогли добраться в ковчеге до пункта назначения такое множество животных? Ведь по логике вещей до гор Арарата доехали бы одни хищники, поскольку ковчег скитался около полугода. Но и тут режиссер выкрутился, и праведная семья обкурила животных дурман-травами, которые их усыпили. Смущает лишь одна нестыковка – почему-то дурман не действовал на людей. Но это лишь несущественные детали.

Философия с мурашками

Были у фильма и позитивные стороны. Знаете, я с момента как стал верующим – мечтал на машине времени отправиться в ветхозаветные или лучше в евангельские времена, чтобы стать очевидцем тех событий. Современный кинематограф дал сегодня такую возможность (причем, в 3D), хотя и завез в несколько параллельный мир.

Хочу отметить шикарный образный ряд: змей-искуситель, снимающий старую кожу, рука Евы, срывающая запретный плод, и камень в руке Каина, убивающего своего брата. На ковчеге Ной рассказывает своим родственникам-спутникам о том, что наделал человек, ослушавшись Бога. Последствиями грехопадения стал порок, который поразил человека и со времен Каина – люди стали убивать друг друга. Знаете, на фоне последних событий в мире, у меня аж мурашки пошли по спине. Только за это напоминание фильм имеет право на существование.

Это кино, несмотря на ряд несоответствий библейскому тексту, является глубокой философской картиной, которая делает попытку осмыслить замысел Бога о человеке. В канву киноповествования то тут, то там – вплетены богословские рассуждения. На мой субъектив, это едва ли не единственный фильм последних лет, который качественно погружает зрителя в библейскую тематику. И очень хочется надеяться, чтобы хоть несколько зрителей, придя домой с кинотеатра, потянулись к полке с запылившейся Библией.

источник: http://diak-svyatoslav.livejournal.com

 

 Сергей Худиев: Войти в ковчег

Библейский Потоп – образ, настолько глубоко вросший в русскую, и европейскую культуру, что многие из нас знали о нем задолго до того, как впервые увидели Библию. Картина катастрофического наводнения воспроизводится (в современных декорациях) во многих фильмах-катастрофах, например, известном голливудском блокбастере “2012”. На широких экранах, чаще всего, человечество гибнет в результате действия каких-то абсолютно слепых природных сил, а люди, которые спасаются, обязаны этим личной смелости, неплохой физподготовке и – более всего – невероятному везению. 

У многих древних народов тоже есть повествования о Потопе – в том числе, у ближневосточных соседей древних евреев, вавилонян. Там тоже катастрофическое наводнение губит человеческий род, и один человек – Утнапиштим – спасается, потому что его предупредил о грядущей катастрофе один из богов – Нинигику. Языческие рассказы похожи на современные блокбастеры в одном важном отношении – происходящее не имеет отношения к греху и праведности. У язычников причина Потопа – непонятный каприз богов, которые потом и сами не рады, что устроили такое бедствие. Это не результат человеческих грехов, как и спасение Утнапиштима – не результат его личной праведности.

Совсем иначе события видит Писание. В Библии Потоп есть результат человеческого греха, оскорбляющего Бога: “Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле” (Быт.6:11,12) Ной с семейством избавлен, потому что “Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. (Быт.6:9)”

Нам, живущим в мире, сформированном верой в Единого Бога, трудно понять масштабы этого переворота в сознании – для язычников боги существа могущественные, таинственные, вызывающие трепет и требующие поклонения, но не нравственные. Не в смысле “безнравственные” а в смысле “находящиеся за пределами добра и зла”. Никакого морального смысла в их поведении – в том числе, в устроении Потопа – нет. Боги капризны и непредсказуемы; захотят – устроят потоп, захотят – случайно выхватят из числа обреченных людей какого-нибудь любимчика.

Но Бог Библии требует праведности; Потоп – результат “развращения человеков”, это не каприз, а кара, пришедшая на злодеяния, наполнившие землю. Нам это может быть непонятно, как людям, во многом уже выпавшим из библейской картины мира. Даже когда мы готовы признать бытие Бога, Он воспринимается как какой-то могущественный Инопланетянин, Кто-то, кто снаружи вмешивается в “наши” дела. Но для людей Библии  весь мир – каждая его пылинка – создан и поддерживается в бытии Богом. Все, что мы имеем, начиная с самого нашего существования – Его дар. Вы и я не исчезли из мироздания в это самое мгновение только потому, что Бог поддерживает нас в бытии. Я напечатал эту фразу только потому, что Он дал мне ее напечатать – мой мозг функционирует, руки двигаются по клавиатуре – а Вы ее прочли только потому, что Бог дал Вам ее прочитать. В этой вселенной, созданной Богом, грех – это не просто вопрос социальной дисгармонии, испорченных отношений между людьми. Грех глубоко ранит мироздание в целом и бросает вызов Богу.

В самом деле, представьте себе, что вы дали мне пожить в принадлежащей вам квартире, а я устроил там воровской притон. Я не просто сделался преступником против моих ближних – я сделал вас соучастником. Или, представьте, вы даете мне воспользоваться Вашей машиной, а я сбиваю на ней людей или развожу наркотики. До тех пор, пока вы не гоните меня из вашей квартиры и не забираете у меня вашу машину, Вы даете повод упрекать вас в соучастии.  Грех – любой грех – это лжесвидетельство на Бога. Смотрите, я делаю это, и Бог мне не препятствует. Суд Божий, кара, приходящая на грех, есть свидетельство праведности и святости Божией – ясное указание на то, что грех противен замыслу Божьему о мире.

Бог долготерпит, и какое-то время попускает людям ходить их путями, но Его суд на злом и грехом неизбежен.

И в библейском повествовании он приходит именно как потоп – потому что воды, особенно соленые морские воды, в восприятии ближневосточных народов – это образ смерти. “Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. – взывает псалмопевец – Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего”. (Пс.68:2-4) Темные воды смерти рано или поздно сомкнутся над головой каждого человека – произойдет ли это в ходе грандиозной катастрофы или тихо, в своей постели.

Но повествование о Потопе – это и повествование о спасении. Ной был спасен, потому что “ходил перед Богом”. Обычно мы “ходим перед людьми”, оглядываемся на своих соседей, сослуживцев, знакомых. Люди склонны искать себе разрешения на грех – и чаще всего находят его в том, что “все так делают”. В предпотопной ситуации, когда “земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями” “все” делают очень плохо. “И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле”. (Быт.6:12)  Люди считают нормальным то, что является чудовищным, и, похоже, искренне не понимают – а в чем проблема-то? Все так делают давно уже. Ну, разве что-то один-другой религиозный чудак считает все это неправильным.

И вот Ной не оглядывается на “всех”. Он смотрит на Бога и соизмеряет свое поведение с Ним. Бог призывает Ноя построить Ковчег, в котором спасется он и его домашние. И тут мы видим разницу между порядочным мирским человеком и верующим.  Ной повинуется этому странному повелению. Он не просто приличный человек среди людей крайне испорченных – он человек, который слышит голос Бога и делает, что ему сказано.

Постройка ковчега – наверняка совершенно бессмысленное дело с точки зрения окружающих. Солнце всходит и заходит, времена года сменяют друг друга, никаких признаков потопа, а этот странный человек строит ковчег.

Как-то в одном английском сериале я видел комедийного персонажа – странного сектанта с большой бородой, который уверял всех, что будет второй потоп, и строил ковчег. Сектант был, конечно, неправ – в Писании ясно сказано, что второго потопа не будет – но и для своих современников реальный Ной выглядел примерно также. Странный человек, который вкладывает немалые труды в совершенно нелепый проект. Как говорит Писание, “И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал”(Быт.6:22)

Наконец, приходит потоп, и мир погибает, захлебнувшись в своих беззакониях. Когда вода спадает, Ной высаживается на землю и совершает жертвоприношение: “ И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике” (Быт.8:20) Нам это может быть не очень понятно – но в библейском контексте это имеет очевидный смысл. Человек получает от Бога весь мир – и совершает жертвоприношение в знак признания этого факта. “Это Твой мир, Господи”.

Бог заключает с Ноем Завет – и это тоже резко противопоставляет библейский рассказ языческим легендам. Бог принимает на Себя определенные обязательства, Он дает обетование – мир больше не будет разрушен водами потопа. Бог благословляет Ноя и его потомство. В знак этого завета Бог устанавливает знак – радугу.

Главные элементы повествования о Ное – грех, суд, вера, праведность, спасение, жертва, завет, новое начало – являются сквозными для всей Библии. Как главные темы в симфонии, они повторяются вновь и вновь,  слегка меняясь и в то же время оставаясь теми же. История Ноя служит прообразом многих библейских событий – и прежде всего, событий Нового Завета. Большинству наших современников это может показаться непонятным. Мы живем в мире очень бедном на смыслы, где у каждого повествования есть только один смысл – репортажный. Но до относительно недавнего времени образованные люди думали иначе – и текст, и исторические события, и повороты личной судьбы значили гораздо больше того, что лежало на поверхности. Они видели неисчерпаемо глубокое и абсолютно актуальное, для нас и сейчас возвещаемое послание там, где мы обычно не видим ничего.

В истории Церкви – начиная с Апостолов – повествование о Ное воспринималось как прообраз реалий Нового Завета. С точки зрения Апостолов – и Отцов – повествование о Ное относится к нам самым непосредственным образом. Потоп означает грядущий суд; Ковчег – Церковь, в которой спасаются верные; жертвы, которые принес Ной, предуказывают на жертву Христа. Выходя из Крещальной купели мы оказываемся, как Ной, новыми людьми в новом мире. Церковь призывает всех людей занять свое место в Ковчеге спасения – из спастись от потопа греха и смерти.

Источник:  http://www.foma.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.