Мысли вслух после завершения эксперимента с серией статей «Святки с владыкой» (очерки епархиальной жизни)

Радость Святочных дней завершилась торжеством Праздника Богоявления. Рожденный по любви к человеку в человеческой плоти Бог завершает подготовительный путь к той великой Жертве ради нашего спасения, для чего Он родился. Крестившись в Иордане и приняв на Себя грехи рода человеческого, Он делает первый шаг к искупительной Голгофе – «положить душу свою за други своя» – за нас… И, вспоминая нашу святочную радость, невольно размышляешь о бОльшем…

После тотальной несвободы советского периода 90-е годы прошлого столетия возвратили нам интерес к вопросам веры. 1000-летие Крещения Руси словно повернуло духовное время вспять, и страна воспряла к новой духовной весне. Жажда обновления, жажда нового, настоящего привела в храмы огромное количество людей, горение духа и самоотреченное служение которых стали камнем в основании сегодняшней церковной жизнедеятельности. Постепенно ажиотаж 90-ых пошел на спад: комфорт и изобилие материальных благ ослабили духовные запросы нового поколения, а поле деятельности нынешних христиан значительно расширилось. Если раньше боролись за свободу проявлять свою веру в государстве, то сейчас встала необходимость бороться за саму веру в человеке – чтобы было что проявлять: быть или называться христианином.

10 лет назад, 1 февраля 2009 года, во главе Церкви встал Патриарх Кирилл, деятельность которого, прежде всего, стала решать именно эту задачу: русские люди и в центре, и в глубинке должны иметь возможность знать веру своих отцов, понимать ее и жить по вере в церковной традиции. За это время было рукоположено много новых священнослужителей, которые с готовностью откликнулись на призыв сеять семена веры в нашем сегодняшнем обществе. Было образовано много новых епархий: затем, чтобы любой человек на огромных просторах нашей страны мог свободно выбрать жизнь с Богом и получить ответ на свои духовные вопросы и потребности от священника там, где он живет, мог участвовать в Церковных Таинствах: креститься, исповедоваться, причащаться, венчаться, собороваться, отпевать умерших родственников, провожая их в мир иной.

Плоды этих трудов уже заметны и на примере нашей Братской епархии. Посещая приходы во время Святочных поездок епископа Максимилиана, мы замечаем, как оживилась духовная жизнь северных территорий.

Каждый город, каждый храм и приход уникален и не похож на другой: своеобразный уклад приходской жизни и ее традиции, конечно же, зависят от тех людей, которые образуют эту общину. И в то же время мы все похожи и едины: как будто ты член одной огромной семьи и в эти праздничные дни навещаешь своих родственников, вместе радуясь и прославляя Христа. Приезжаешь – а все кругом родные, будто мы знакомы всю жизнь, а не впервые встретились. Вот она – семья Христа! И сейчас всех помнишь – глаза, улыбки, имена. Хочется в молитве всех помянуть: братьев и сестер каждого храма нашей Епархии, иначе в сердце не воцаряется мир и полнота. Ты – только часть всех, и мы вместе. Церковь. Тело Христово. Собраны во Имя Его. Служба с епископом. Полнота Церкви – здесь, сейчас, в эту минуту. И мы – сопричастники.

Неслучайно владыка Максимилиан по-отечески так много внимания в проповедях всегда уделяет вопросам христианских взаимоотношений между людьми на приходе и в семьях: «Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня » (Мф. 10; 37). Господь говорит не о том, что не надо любить своих близких людей, а о том,  что мы любим свою семью, своих близких и все свое любовью несовершенною, любовью эгоистичною, любовью плотскою. А Он говорит: «Вы ко Мне сначала придите, полюбите Меня, Я дам вам Свою любовь, и этой просвещенною Божией любовью вы сможете любить все окружающее. Тогда в нашей любви будет и кротость, и смирение, и мудрость, и строгость, и нас, и наши слова тогда будут и понимать, и принимать. Мудрость возникает только от любви Божией».

Наверное, самое главное, чтобы приобрести веру, – это стараться смотреть на все в жизни не через призму собственных желаний и эгоизма (это зеркало всегда однобоко и криво), а учиться видеть людей и события в свете Заповедей Божиих.

Владыка Максимилиан часто сравнивает Церковь с кораблем: «Церковь – это тот корабль, который несет нас по бурным волнам житейского моря. Потому Церковь и есть то место, которое Господь создал, как корабль. Где все мы – и капитан, и команда, и матросы – несовершенны, но вокруг них бушует море, а они целы. Так и в Церкви – не все бывают идеальными. Все мы со своими характерами. Но все мы вместе. И, с одной стороны, мы все живы для Вечности, а с другой – можем друг друга и исправлять: брать пример с самых лучших и терпеть напасти от самых худших, – как камешки на морском берегу, которые под силой напора волн обтираются друг об друга и становятся гладкими и красивыми. Конечно, мы не должны специально друг друга испытывать – нам и без этого хватает острых углов в Церковной жизни. Нужно воспитывать в себе кротость и терпение и стараться каждую ситуацию воспринимать в свете Христовой мудрости: почему сегодня Господь мне это послал, чему хотел меня научить… Раз так случилось – значит, так и должно быть».

Причем это актуально как в отношении друг с другом, так и в отношении к Церкви и ее служителям. К сожалению, в наше время стало модным критиковать «и всех, и вся». Пока судишь о чужом благополучии со стороны, оно всегда кажется безоблачным и несправедливым по отношению к тебе. А как порою тянет бороться за справедливость! Всем капитанам рассказать, что неправильно штурвал держат, и кителя у них какие-то слишком недешевые, да и убранство кают дороговато будет, и не тем курсом идем, и волны не того цвета, и лучи солнца не под тем углом падают…

Наверное, самая большая проблема нашего времени среди христиан – это маловерие и неверие, как это ни парадоксально. Мы часто приходим в храм за чем – то своим, и поэтому наше закрытое собственными потребностями и представлениями сердце просто не может впустить Господа, Который стоит у его двери и стучит (Откр. 3; 20). И от нечего делать мы начинаем искать «развлечения» на стороне. А поводы всегда найдутся: и священники рядом, и ближних предостаточно. А без Бога в сердце темно – как с таким сердцем ясно увидеть правду? Вот и получается, что в собственной духовно – сердечной темноте все и все вокруг выглядят темными и страшненькими – и готово с нашей стороны осуждение. А мы же «не такие, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк.18; 11) –  И вот уже расцветают пышным цветом гордость, превозношение. А потом – раздражение … что я не такой: им «можно» – «почему мне нельзя»? И – по цепочке: обида, разочарование, разъединение. Как правило, чем дальше человек от прихода и храма, чем меньше там помогает, тем больше обид и осуждения: то, чего не знаем, додумываем и наворачиваем, как снежный ком. И никому нет пользы. Мучается и злится осуждающий, в который раз полита грязью Церковь и ее служители…

Все дело в том, что мы хотим видеть, что нашему внутреннему устроению ближе. Конечно, никто не совершенен, и везде есть недостатки. Но еще Христос показал нам путь борьбы с чужими грехами, когда возмущенные правдоискатели стремились побить камнями женщину, уличенную во грехе: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», а грешнице: «…никто не осудил тебя? (…) и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8; 1-11).

Все просто: на любом месте, где ты поставлен: мирянином, диаконом, священником и выше – не греши, смотри внутрь себя, отвечай за свои грехи. Приходи в храм – узнавай на самом деле, здесь, на месте, как здесь все устроено, кто за что отвечает, потрудись сам – и увидишь то, что так смущало на расстоянии, в истинном свете. Какая машина у священника  и как часто она ломается, сколько средств уходит на благотворительность и строительство, сколько получает священник и почему многие люди радостно помогают в храме бесплатно…

Конечно, и в храме будут сложности, падения, восстания – пока мы не впустим в свое сердце Бога и Он не поможет нам увидеть все в Церкви так, как Он устроил. Но для этого нужно прийти в храм, стать частью прихода, общины, изменить привычное свое на Божие…

Зачем? Мы же хотим быть счастливыми, радостными? Хотим, чтобы нам хватало того, что у нас есть? Чтобы в жизни был смысл, а умирать было не страшно?

В поездке по приходам нашей епархии мы встретили священников, которые служат Христу с любовью и самоотверженностью. Они живут службой, приходом. Могут рассказывать бесконечно о своем храме и прихожанах. Они пришли в Церковь именно служить, и каждое их слово или поступок, слова прихожан о священниках, их матушках и делах – простой и яркий пример этого маленького повседневного подвига ради Христа.

Церковь – великое благо и подарок нам от Господа. Она состоит из нас, поэтому каковы мы – такова и Церковь. Церковь учит нас жить в гармонии с собой, ближним, миром и Богом. Церковь помогает нам справиться с самим собой – а это самое трудное дело в жизни. Помогает учиться не обижаться, не злословить, не соперничать, не бояться, не служить деньгам, забыв о жизни в погоне за ними. «Нужно каждый день смиренно, кротко и благодарно принимать все, что случается на нашем жизненном пути. Часто скорбные обстоятельства посылаются нам как возможность познать самого себе и сделать следующий шаг на лесенке духовного развития. Попадаешь в сложные обстоятельства, видишь свою реакцию и понимаешь, насколько ты еще не святой. И так всю жизнь, чтобы мы в результате испытаний преодолевали свой эгоизм и становились похожими на Господа в кротости, смирении, жертвенности и любви», –обращается ко всем нам епископ Максимилиан словами каждой проповеди, чтобы мы захотели стать христианами не по названию, а так, что, увидев нас – прихожан любого из приходов,- человек, который еще не встретил в своей жизни Бога, просто был бы поражен Его красотой через нас и не мог бы к Нему не пойти.

В поездках с владыкой на святках мы видели, что это возможно, дорогие наши братья и сестры! На службах была полнота Церкви. А после вы вдохновляли нас своим единением, радостностью, щедростью души и щедростью угощений. Вы делали нас счастливыми оттого, что вы – наши братья и сестры, и вы так много постарались сделать для Христа на своих приходах! И мы не могли об этом не рассказать, чтобы лучшие наши дела распространялись по всей епархии, как круги по воде.

Мы рады, что, встречаясь с вами, грелись любовью, исходящей от вас. Мы рады, что учились у вас в это время доброте, любви, самоотдаче. Мы не услышали ни одного плохого слова о ком-то или чем-то вокруг – только «благодарим» и «Слава Богу за все!».

И пусть это был праздник, когда радость о Родившемся Младенце наполняет сердца каждого из нас и делает их светлыми, Божьими – но Он же Родился, значит, и Бог, и праздник всегда с нами. Значит, все трудности в нашей жизни благословенны, потому что ими растем. Все люди вокруг потенциально хорошие, потому что каждый сотворен по Образу и подобию Божьему и потому что никто не вправе ни в кого кинуть камень. И если мы на самом деле любим Христа, то нам ничто не мешает: есть храмы, есть епархия, есть приходы, воскресные школы, школы и детские садики, больницы – много-много дел во Славу Божию, чтобы укрепляться в вере и проявлять ее делом.

Маковская Инна

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.