«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — вопием мы сегодня вместе со всей Церковью, потому что тот дар, который предоставляет нам Господь – время покаяния, время Четыредесятницы, мы принимаем и должны встать на это поприще, встать с силой, с волей и с желанием. Ведь не достигаем целей, в том числе духовных, мы потому, что не имеем желания, не имеем воли к достижению цели.

Каждый из нас, придя сегодня в храм, думал: «Как наступит завтрашний день? С чего я его начну? Как я изменю свою жизнь?»

Несомненно, чтобы приступить к подвигу, к совершенно иному деланию, нужно в себе что-то изменить: и внутренне, и внешне. История Священного Писания повествует нам, что, когда люди выходили на подвиг поста, они одевались в рубище: все, включая царей, снимали с себя драгоценную одежду, заменяя ее на самую худую, и плакали, посыпая свою голову пеплом., образно говоря. Так же и мы, вступая в пост, должны изменить и свое внутреннее настроение, и внешнее – обстоятельства своей жизни.

Да, для многих, возможно, пост присутствует уже и во всей жизни: многие из нас живут в тяжелых бытовых и семейных условиях. И для них какие-то ограничения в пище, удовольствиях, развлечениях непросты, т.к. их  трудно сделать сложнее, чем уже есть на самом деле. Поэтому каждый смотрит по мере своей жизни: а в чем мы можем утеснить себя? Ведь когда мы утесняем свою плоть, в нас начинает расцветать дух.

Если говорить о молодежи, то она сейчас очень зависима от излишней информации, от излишнего общения. Если говорить о пожилых людях, многие из них подвержены телевизионному влиянию, многие смотрят свои сериалы: сотые, двухсотые, трехсотые серии, которые тоже будет нелегко изъять из своей жизни. Прежде всего нужно создать в своей душе тишину о того, что мешало прежде услышать Бога, мешало настроиться на «волну» Бога. Как говорит старец Паисий Афонский: «Господь постоянно вещает нам на какой-то «волне», но мы сами должны настроить радио своей души на ту «волну», на которой вещает Господь», а не говорить: «Я не слышу Бога». Поэтому каждый из нас должен прежде всего освободиться от тех нежелательных влияний, которые мешают нам услышать Бога, которые мешают нам нести подвиг Великого поста.

Великий пост, Святая Четыредесятница есть как раз десятая часть года. Это десятина, которую мы приносим Богу в жертву. И жертва наша должна быть чистой, не оскверненной никаким другим делом, которое может поколебать нашу душу. Действительно, если кто может – пусть лучше выключит телевизор на весь пост. Если кто может – выйдет из социальных сетей. Если кто может – удалится от излишнего общения. Потому что это будет залогом нашей молитвенности, залогом нашего покаяния. Как только в нашей жизни освободится место, мы можем заполнить его тем, что нам Господь говорит, что Церковь нам велит делать. Это и Богослужения, которые совершаются ежедневно, это чтение духовной литературы. Читать в этот пост надо исключительно отцов – подвижников, в основе трудов которых лежит покаяние. Сейчас мы с вами читали молитву Ефрема Сирина – можно сказать, начальника покаяния. Хорошо читать его труды и труды других святых отцов, потому что они дают нам правильное настроение.

Эта Четыредесятница должна быть похожа на время говения. Бывает в течение года, когда мы постимся перед Причастием, мы изымаем себя изо всех дел житейских. Возможно, вы слышали о таком случае: отец имел у себя сына, которым был недоволен. Сам отец был благочестив, а сын распутен. Никакие слова не помогали исправлению сына. И вот уже на смертном одре отец попросил сына об одном одолжении, и сын согласился исполнить последнюю волю умирающего: побыть в тишине в том месте, где умер отец, один день. Случилось так, что сын исполнил после смерти отца свое обещание и резко изменил свою жизнь. Почему? Потому что целый день на него не влияло то, что постоянно влияло раньше: другие люди, собственные привычки. И вот за этот день внутренней тишины он многое осознал и решил измениться, встать на путь духовный. Он просто почувствовал Бога в этот день. Многие люди не чувствуют Бога, потому что не дают Ему места в своей жизни. Не находится в нас такой тишины, чтобы шепот Господа был нашей душой услышан.

Великий пост – это время великих свершений, когда мы свою душу буквально вытаскиваем из грязи, куда она в течение всего года попадает. Думаю, сегодняшний Чин Прощения будет являться залогом того, что наша молитвенная жертва и жертва подвижничества будет Богом принята. Сказано в Евангелии: «Прежде чем возложить на Алтарь свой дар, иди и примирись прежде с тем, против кого что-то имеешь». Старец Зосима у Достоевского говорил: «Каждый перед каждым виноват», поэтому не будем думать, что мы не виноваты друг перед другом. Не обязательно явным своим поведением мы обижали кого-то стоящего рядом. Часто мы просто грешим в уме, когда кого-то чуждаемся, кого-то осуждаем, над кем-то посмеиваемся, перед кем-то возвышаемся, даже стоя в храме. Думаю, что именно в этом надо нам больше всего покаяться – в гордыне, когда в душе своей мы имеем такие силы, чтобы осудить другого — это значит, что мы возвышенны настолько, что смотрим на окружающих людей, на своих братьев и сестер, сверху вниз. На самом деле все наоборот – каждый человек грешен. И чем больше человек движется по пути спасительному, тем больше он видит свою греховность. Когда зажигают в темной комнате спичку, то вокруг видно совсем немного, но когда горит факел, освещается вся комната. Так же и сердце человека. Когда есть крупицы веры, человек видит совсем не много. Такие люди говорят: «Я же не убил никого, не ограбил, я хороший человек». Но такой человек не видит закоулков своей «темной комнаты»: того, что находится вдалеке и в глубине. Но люди, идущие по пути подвижничества, видят многое.

И наша задача перед началом не отчаиваться, говоря себе: «Сколько уже великих постов было в моей жизни! По-моему, я совсем не изменился! Даже если я сейчас начну, вряд ли что-то получится хорошее!» На самом деле это мысль лукавая. Чем больше человек стоит на этом поприще, тем он становится лучше. А то, что мы видим в себе грехи все новые и новые, это лишь свидетельство того, что мы на правильном пути.

Поэтому давайте сегодня от всей души попросим друг у друга прощения и попросим благословения духовного на Великий пост. Я сегодня прошу перед вами прощения за те грехи, которые совершил перед людьми и как епископ, потому что многое в жизни случается того, чего бы ты не хотел, но оно есть. Но я надеюсь, что с Божией помощью справлюсь, что буду лучше, а сегодня я прошу у вас прощения.

В конце Чина Прощения мы по традиции слышали стихиры Пасхи. Церковь установила эту традицию для тех, для кого этот пост может стать последним в жизни и кто встретит Пасху уже не в этом мире. А для всех остальных это напоминание о той светлой цели, к которой мы стремимся, чтобы это воспоминание придавало сил в трудные дни Великого поста.

Да благословит вас всех Господь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.