Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем и днем памяти преподобной Марии Египетской, которая вначале являет нам образ великого падения, затем – неизреченного покаяния и его сладчайших плодов, каких только может каждый из нас желать для себя.

Действительно, все вы, наверное, помните ее житие. С двенадцати лет пребывала она в блуде, целиком погружаясь в смрадную бездну греха, испытывая от него радость и удовольствие. Так прошло семнадцать лет. По прибытии в Иерусалим вместе с паломниками на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, Мария также хотела войти в храм. Не было в ней тогда особенного желания. Просто все пошли в храм – и она пошла. Все свободно входили в храм на праздник, а ей Невидимая Сила преградила путь. Повторив попытку несколько раз и поняв, что она не в силах этого сделать, Мария испытала чувство великого покаяния. Господь даровал ей Свою Милость, видя в ее душе потенциальную возможность покаяния, исправления, новой благой жизни. Кроме этого, видя и то, что она может явить пример для нас на все времена христианские.

И вот, по разрешению Господа и Матери Божией войдя в храм, покаявшись и причастившись, Мария уходит за Иордан, где, спустя 17 лет подвига, ее находит старец Зосима. 17 лет преподобная Мария находилась в пустыне совершенно одна, терзаемая не только голодом и холодом, но, по свидетельству жития, больше всего – терзаемая воспоминаниями. И тогда она лежала на земле почти без чувств, борясь с этими мыслями из последних сил. Но Господь никогда не посрамляет борющегося: любой человек, который будет, падая, вставать и с новой силой приступать к исправлению себя, всегда достигнет этой цели с помощью Божией. Так произошло с преподобной Марией.  

Даже увидев ее впервые, преподобный Зосима понял, что это не простой человек. Он видел, как преподобная в молитве отрывалась от земли. Она назвала его имя и сан, никогда прежде его не знав. Она говорила словами Священного Писания, никогда прежде не учившись. За желание исправиться Господь даровал преподобной Марии такие дары, о которых она даже не мечтала и не предполагала, что Господь позволит ей обладать ими. Душа Марии настолько очистилась, настолько стала внимающей благодати Божией, что благодать просто вошла в ее душу сама по себе, и человек стал похожим на Ангела. Душой такого человека тело уже совершенно не правит. В таком человеке ни ум, ни воля, ни чувства не подвластны уже греху. Такой человек служит лишь единому Господу, и нет у него другой цели, кроме как спасти свою душу.

Когда человек приходит в храм, возможно, с ним не происходит такого чуда, что его не пускает какая-то Неведомая Сила. Но часто бывает, что человеку страшно; часто бывает, что человеку плохо. Почему? Потому что входит в храм с недолжным настроением, с неправильной целью. Кто-то, может быть, начинает ходить в храм, но очень быстро убегает: опять же Неведомая Сила выталкивает его из храма. Не может он здесь находиться. Вроде бы и физически он здоров, и никуда не спешит, а постоит 5 минут на службе – и выносит его отсюда Неведомая Сила. Ему неведомая. Только когда человек приходит в храм с желанием покаяться, измениться – только тогда храм для него становится местом приемлемым, родным и желанным. И тогда человек начинает мало – помалу исправляться, начинает становиться человеком Божиим.

Конечно, почти никто из нас не может совершать подвиги. А в чем заключается подвиг? Когда увидишь бездну своего греха – больше в эту бездну не падать. У Марии было именно так. Что ее удерживало в пустыне от возвращения в мир, от собеседования со своими блудными мыслями, которые приходили ей на ум, помимо ее воли? Ее удерживало видение этой бездны греха, в которой она пребывала. Так же любой человек. Если он будет постоянно видеть свой грех и ужасаться этого греха, иметь страх смертный, тогда ему гораздо легче будет идти по пути спасения.

Преподобная мать Мария, помимо всех благ, имела еще великую кротость и смирение. Имея, по сути, ангельские возможности: переходя реку, как посуху, перемещаясь в пространстве особым образом (как нам повествует житие, Зосима 20 дней в пустыню удалялся, а она в день Причастия у Иордана умерла на месте своего подвига, т.е. за один день она преодолела расстояние, которое Зосима прошел за 20 дней). Ее тело и все ее существо стали совершенно неземными, потому что она в этом мире уже жила не на земле. И, конечно, она смиренно ожидала своего земного конца для того, чтобы началась ее новая жизнь с Господом на Небесах.

Такой же должна быть и наша цель. Земное время движется час за часом, день за днем. И для каждого из нас это время пройдет, для кого-то даже очень быстро и незаметно. Для многих конец земной жизни может наступить внезапно: в виде трагедии или серьезной болезни. Никто не знает, когда наш последний час придет. Но когда мы будем всегда помнить об этом часе, держать его в уме; когда будем желать предстать пред  Богом в чистоте совести, предстать освобожденными от страстей; когда это будет главным нашим делом в  жизни, главным нашим интересом и главной нашей любовью; когда весь человек, его ум, чувства и воля будут посвящены Богу, тогда уже здесь, на земле, жизнь будет, действительно, по благодати. А у нас часто ум если  верит, что есть Бог, то воля не дает человеку жить так, как Господь заповедует. Влечет его к чему-то другому, только не к храму, не к духовной жизни. Чувства свои мы также отдаем чему угодно, только не Богу. Вот когда и ум (то есть наша вера), и воля (наше желание быть с Богом), и чувства (наша любовь к Богу) будут едины в нас, вот тогда спасение наше будет деятельным, и тогда мы не зря проживем нашу жизнь. А пока получается, что тикают часы нашей жизни и ведут нас к погибели, потому что каждый день мы теряем время и потенциальную возможность измениться, покаяться и стать лучше. И даже такие яркие примеры святых, о которых целые тома написаны; яркие примеры изменения в нашей собственной жизни, когда мы после Причастия, как на крыльях, летим домой, но уже через час или через день забываем об этой благодати и встаем на свои мирские рельсы, осуждая, забывая о жизни духовной, о Боге и многое – многое другое. Когда же мы будем цельными изнутри в стремлении к Богу, тогда и спасение наше нас не минует.

Молитвами преподобной Марии Египетския будем печься о своей духовной жизни неленностно, видя ее всегда перед глазами своими. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.