Великий пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне и в 2019 году начнется 11 марта. Еще в Ветхом Завете было определено Господом, чтобы каждый год сыны Израилевы давали десятую часть (десятину) из всего, что они приобретали, на дела Божии, и это служило им благословением в жизни.

Для нашей пользы Святая Церковь установила десятую часть года (время Великого поста, духовную десятину) посвящать Богу. Чтобы осознать, зачем нам это нужно и почему это для нас так важно, Церковь предлагает нам три подготовительные к посту недели (воскресные дни) и седмицы (недели в современном понимании).

17 февраля – Неделя о мытаре и фарисее

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (18;10–14), в котором мытарь предстает перед нами искренне кающимся грешником, а фарисей – внешне благочестивым, но не видящим своих грехов человеком, считающим себя праведным. Это повод для нас задуматься, насколько наше отношение к Богу и наше покаяние смиренно и искренно или мы только формальные исполнители церковных обрядов с холодным и горделивым сердцем.

На службе начинают звучать песнопения из Постной Триоди – сборника великопостных гимнов и молитв. С этой недели до пятой недели Великого поста на Всенощном бдении после чтения Евангелия поется покаянная молитва «Покаяния отверзи ми двери».

18 – 23 февраля – Сплошная седмица

Отменяются постные дни в среду и в пятницу.

24 февраля – Неделя о блудном сыне

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (15;11–32) о блудном сыне, который покинул дом отца, но после раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи в образе падшего сына и великом милосердии Божием на примере образа любящего отца и помогает надеяться на милость Божию, если мы так же горячо возжелаем возвратиться к своему Небесному Отцу и искренне покаяться в своих грехах.

На Всенощной после полиелея впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает нам о том, что мы – духовные пленники, пленники греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним (если разобьем о камень веры только рождающиеся («младенческие») свои дурные желания и мысли).

2 марта – Вселенская родительская суббота

Церковь молится об усопших христианах и особенно о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году: заупокойные тексты радостные, исполненные надежды на всеобщее Воскресение.

3 марта – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея (25; 31—46) – о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде, чтобы мы вспомнили об итоге нашей жизни, о Вечности, и настроились на покаянное время поста, почувствовав необходимость этого для собственной души.

На утрене поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского, молитва «Помощник и Покровитель…». Вспоминается, что Адам и Ева пали от собственного невоздержания, поэтому показываются спасительные плоды поста.

В этот день совершается заговенье на мясо – последний день перед Пасхой, когда его можно есть.

4 – 9 марта – Сырная седмица, Масленица

Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.

Можно есть яйца, рыбу, молочные продукты – сыр, масло, сметану – отсюда и название седмицы.

10 марта – Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея Мф (6; 14–21), в котором Христос говорит о необходимости прощать всех и не держать ни на кого обид, иначе и наши грехи нам не простятся. Вспоминается о блаженной жизни в раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

После вечерни совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все ведомые и неведомые обиды, чтобы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в богослужебные одежды черного цвета.

В этот день совершается заговенье на любую пищу животного происхождения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.