Первое воскресение после Пасхи еще называют еще Антипасхой, потому что как будто напротив Пасхи находится этот воскресный день. Он посвящен памяти святого апостола Фомы, имя которого стало нарицательным. Нередко в народе говорят «Фома неверующий» — почему? Потому что когда воскресший Господь явился ученикам, Фомы не было с ними. И они возвестив ему о том, что Христос воскрес увидели его сомнения. Фома сказал: «Не поверю, пока не увижу сам его ран, не потрогаю их».

И вот в следующий раз, когда явился Господь ученикам, был с ними и апостол Фома. И Христос сразу же после преподаяния мира говорит Фоме: «Иди, вложи персты твои в раны мои, руку твои в ребра моя». И апостол Фома, упав на колени пред Господом, сказал: «Господь мой и Бог мой».

Такое сомнение Фомы и легло в основание того, что имя его стало нарицательны и означает в народной молве неверие. На самом деле, братья и сестры, мы знаем, что это несправедливо. Потому что апостол Фома доказал свою верность и преданность Господу не только после Его воскресения, уже будучи апостолом, посланным на служение — несение Слова Божия народу. Он засвидетельствовал свою верность мученической кончиной и всей своей апостольской жизнью. Но еще до всех этих событий произошло нечто подтверждающее, что Фома был очень верным Христу человеком. Когда недалеко от Иерусалима и Вифании умер Лазарь и Христос говорил ученикам: «Пойдемте, брат наш Лазарь умер», они все Ему отвечали: «Куда пойдем? Только недавно в Иерусалиме Тебя хотели убить, побить камнями, и Ты хочешь опять туда идти?!». И только один Фома воскликнул: «Пойдемте, и мы умрем вместе с Ним!». Вот какая верность была у Фомы еще до всех этих событий: «Пойдемте, умрем вместе с Ним!». Точно также часто христиане говорят себе перед Страстной седмицей, чтобы ходить на все службы и быть свидетелями Страстей Христовых.

 И вот, братья и сестры, возникает мысль, почему же Фома тогда усомнился тогда? А усомнился он потому, что понимал: если Христос воскрес, если все, что Он говорил – не образно, а действительно так, смерти нет и Бог есть Властитель жизни и смерти, то тогда все должно перемениться. И в первую очередь эти люди – апостолы – они должны перемениться. А они, боясь иудеев,  сидели в горнице иерусалимской. Потому что не сошел еще на них Дух Святой, не преобразил еще апостола Петра этот дух, когда он выйдя на балкон сказал пламенную проповедь, сразу же привлекшую в христианству тысячи людей, крестившихся после его слов. …Они сидели еще в страхе, они радовались, чудились, но еще боялись и тихонько говорили Фоме, что Христос Воскрес. А он понимал, что все должно измениться, но видел тех же самых боязливых апостолов. И поэтому были у него сомнения.

Какое же это все имеет значение и отношение к нам, братья и сестры? Вокруг нас очень много, к сожалению, неверующих людей. Задумаемся, почему они неверующие? Очень часто потому, что в нас, как Фома в боязливых апостолах, они не видят тот Свет, о котором говорил Христос. На нас уже сошел Дух Святой в таинстве крещения, мы очень часто исповедуемся, причащаемся Тела и Крови Христовой… Как мы должны светиться? Наверное, как Моисей, лик которого когда он сходил с горы Синай, получив Скрижали Завета, так светился, что люди не могли на него смотреть и Моисей был вынужден платом закрывать свое лицо. В нас этот свет невиден. И это тоже причина того, что вокруг много неверующих людей.

 А ведь от нас не требуется многого. Мы живем в миру, живем среди множества искушений, соблазнов, требуется маленькие, простые вещи. Вот сказано: «Верный в малом будет верен и в великом». Что же это за малые вещи? Очень простые: быть добрее, быть сдержаннее, быть снисходительнее к чужим недостаткам, научиться прощать. хотя бы вот это если увидят в нас, то почувствуют, что действительно люди, идущие за Христом, не такие, как другие. Потому что весь окружающий мир, гибнущий в своей гордыне, проповедует совершенно иные вещи. Поэтому, братья и сестры, наши посты, в которых мы воздерживаемся, больше молимся, ходим в храмы, будут совершенно никчемными и даже может в осуждение нам, если не будет в нас хотя бы этих маленьких-маленьких плодов: быть добрее, быть сдержаннее, быть снисходительнее к чужим недостаткам, научиться прощать. Тогда, видя нас, быть может многие воскликнут Христу: «Господь Мой и Бог Мой!», как воскликнул Ему Фома. А Господу слава во веки веков! Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.