Проповедь протоиерея Андрея Чеснокова в первое воскресенье Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Первый воскресный день Великого поста Святая Церковь посвящает Торжеству Православия. Это празднование установилось в 9 веке после окончательной победы над смутой иконоборчества в память преодоления всех ересей, терзавших Церковь несколько столетий. Святая византийская царица Феодора предложила Константинопольскому патриарху Мефодию известить и собрать все духовенство Константинополя в Великой Церкви (так называли византийцы Софийский собор), чтобы собором иерархов со святыми иконами торжественно пройти крестным ходом по столице и восстановить почитание святых икон. Такое торжество и совершилось в первое воскресенье Великого поста, а затем стало ежегодно совершаться сначала в Константинополи, а после – по всему свету.

Сегодня и мы, братья и сестры, собрались в святом храме на молитву перед святыми иконами. В каждом храме, в каждом доме есть святые образы Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих. Почитанию святых икон Церковь придает особое значение. Церковь не просто допускает возможность почитания икон, но указывает на необходимость их почитания для того, чтобы хранить правильную веру и вести правильную духовную жизнь. Это соединение правильной веры и правильной жизни и есть святое православие.

Почему мы не сможем сохранить веру в чистоте без почитания икон? Правильное почитание икон формирует в нас правильное отношение к чуду пришествия в мир Христа Спасителя. Сам Христос – главное, что есть в нашей вере. Все ереси и лжеучения пытались «по-своему» растолковать кто же такой на самом деле Иисус Христос и каким образом Он является Богом и Человеком. Не стоит перечислять все лживые учения о нашем Господе и Спасителе. Достаточно сказать, что последняя из осужденных на вселенских соборах ересей, иконоборчество, не просто отвергало почитание святых икон, а уходило (и уводило людей) от почитания и Христа. Апостол Павел называет Господа Иисуса Христа образом невидимого Бога (Кол. 1:15), Он основал Свою Церковь, которая есть Его Тело, он дал Церкви Таинства, дал Свои пречистые Тело и Кровь в пищу и питие нам для вечной жизни. Иконоборцы отвергали возможность подлинного причащения, то есть считали Святые Таинства только символом, а не самими Телом и Кровью. Аллегории в духовной жизни заходили у иконоборцев настолько далеко, что они отвергали и почитание святых, и даже храмы Божии называли не в честь Господа или святых, а, например, «Храм дружбы», «Храм любви» и даже «Опочивальня гармонии». Отказавшись от почитания образов писаных, еретики отступили и от Неписанного Образа – Самого Иисуса Христа. Иконоборчество стало даже не собранием всех ересей, а безбожием, эдаким «христианством без Христа», или говоря современным языком, «светским гуманизмом».

Напротив, почитание святых икон и святых угодников Божиих приводит нас к правильному почитанию Бога. Святые отцы, защитившие Святое Православие, дали такую формулу иконопочитания: честь, воздаваемая образу (то есть, иконе), восходит к Первообразу (то есть Богу). По слову Спасителя мы покланяемся Богу «в духе и истине» (Ин. 4:24). Дух Святой наставил на истину апостолов, наставил святых защитников истинной веры, наставляет и нас на верное, правильное исповедание Православной Христовой веры. Эта вера – не теоретизирование, не благомыслие, отвлеченное от жизни, но сама жизнь. И как Христос Господь сказал нам, что Он сам есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6), так мы и должны жить – хранить и являть своей жизнью святую веру, идти путем веры, понимая, что не вера является частью нашей многогранной жизни, а вся наша жизнь является частью нашей веры. Как мы исполняем Божии заповеди, как мы идем путем Христовой истины и любви – это внешнее выражение, исповедание, нашей веры.

Да поможет Господь всем нам сохранить чистое исповедание Святого Православия и во едином исповедании, в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви жить Христом и во Христе! Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.