Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Церковь чтит святых отцов, преподобных, святителей, богословов, святых жен – всех, кто участвовал на VII Вселенском Соборе в VIII веке. На этом Соборе было утверждено иконопочитание и почитание святых мощей, то есть осязаемых святынь, которые остаются после жизни святых. Для чего это было сделано, если иконы почитались еще и в I веке?

Вообще, когда Вселенские Соборы собирались и принимали какое-то вероучение, то это вероучение существовало уже и до Вселенского Собора. Так и с иконами. О том, что их надо почитать, что надо чтить мощи святых, знали и в I веке. Но в жизни Церкви случалось так, что многие из христиан стали в веру Христову привносить свое понимание, свое измышление. Многие не понимали, как так, поклоняться образу, а умом обращаться к первообразу? Многие думали, что вот он, Христос, в этой иконе и находится на самом деле. И были злоупотребления: иконы чтились едва ли не выше самого Святого Причастия. Многие батюшки даже стругали иконы и добавляли в Причастие, представляете?!

Было и другое. Некоторые наоборот считали, что иконы целовать, почитать не надо, пускай висят на иконостасе, смотрим – красиво и этого достаточно.

Третьи пошли еще дальше. И стали выносить из храмов иконы, сжигать их, и мощи многих святых тогда пострадали.

Конечно же истинные иконопочитатели от этого очень страдали. И было множество мучеников, пострадавших от своих же соотечественников, называвших себя христианами. Если во времена апостолов и первые три века христиане терпели от язычников, то во времена иконоборчества – от своих единоверцев.

Были и православные императоры-иконоборцы, которые воздвигали гонения на христиан. Были и епископы, и монашествующие, и миряне, которые попирали иконы. И раз такая назрела ситуация, Господь милостью Своею и благодатию собрал людей умных, знающих Священное Писание, веру свою православную, собрал вместе на Вселенский Собор, где было утверждено иконопочитание и почитание святых мощей.

И притча, которую мы сегодня читали, она к этой истории тоже относится. Господь нам сегодня рассказал притчу о сеятеле. Вышел сеятель сеять. Иное зерно упало при дороге и птицы тут же прилетели и поклевали его и конечно ничего там не выросло. Другое зерно упало в тернистую почву, терние взошло и задавило хорошие ростки этого зерна. Другое упало на каменистую почву, но глубокого корня всходы не имели, потому очень быстро засохли. Ну и четвертая часть зерна упало на добрую землю и дало свой плод.

Так вот, Господь говорит, что почва при дороге – это люди, которые краем уха услышали о Боге, чуть-чуть сердцем почувствовали, что кроме материального, надо еще о духовном задумываться, но дьявол похитил это слово из сердца и из ума, и они так мимо и прошли.

А остальное, братья и сестры, каменистая и тернистая почва – это о нас с вами, о христианах. Вы уже услышали Слово Божие, вы уже видели Его. Но как и у христиан того времени, и у нас бывает, что тернии – страсти мирские (сребролюбие, честолюбие, гордыня) – часто у нас возрастают быстрее, чем добродетели и заглушают эти добродетели, заглушают Слово Божие в нас. Когда мы свою жизнь христианскую не пытаемся чем-то подпитывать: делами, молитвой – почва остается сухой, душа наша остается сухой и слово Божие засыхает в ней совсем. И вот человек вроде и на огласительные беседы ходил, и крещение принял, а о Боге забыл.

Точно так же, братья и сестры, и во времена иконоборчества многие люди страстями руководствовались. Императорами руководствовались тем, что в империи нужен мир, и поэтому «давайте от икон избавимся и всем будет хорошо». Настоятели некоторых монастырей руководствовались тем, чтобы угодить императору и получить от него побольше денег и поэтому поддержали иконоборчество. Другие – просто по своему заблуждению не почитали иконы. Но конечно очень много православных, слава Богу, держались истинной веры. И иконопочитание было восстановлено на том Вселенском Соборе.

Как мы с вами сегодня почитаем иконы, как мы их содержим? Сейчас икон очень много, потому что их печатают на современных печатных станках и принтерах. А до изобретения печатного станка икона была редкостью, была очень дорогая. Рукописная икона и сейчас-то очень дорогая, а тогда – тем более. Одна-две иконы в доме были. И как к ним относились? Не дай Бог, чтобы икона упала или запылилась, накрывали чем-то, киот придумывали. Икону эту передавали из поколения в поколение, ею благословляли венчающихся на брак, завещали детям и внукам молиться перед ней. Поэтому очень многие старинные иконы доходят до нас.

На Руси было время, что и целовали-то икону раз в году – на Торжество Православия, в первое воскресение Великого поста. Раз в год прикладывались, считая себя недостойными своими грешными устами целовать их. Это конечно тоже перебор, но так было, и это было выражением благочестия.

Сейчас у нас икон в доме много, и бывают они в беспорядке. Надо, братья и сестры, следить за тем, как у нас хранятся иконы. Стремиться, чтобы они были в порядке, в чистоте, в определенном месте, чтобы никакие животные домашние туда не прыгали. И не надо стремиться иметь как можно больше икон. Одна-две-три – достаточно. Вот у преподобного Серафима Саровского сколько икон было? Одна иконочка. И он преподобный. А у нас? Иконок 50-60, а то и 200 – кто-то рекорды ставит. Мы преподобными Серафимами стали? И близко не приблизились… Не от количества икон зависит наша праведность и святость. И не от количества икон зависит, услышат ли наши молитвы святые, а от чистоты молитвы. Потому что истинное иконопочитание заключается в том, чтобы подражать тем святым, чьи иконы мы имеем. Подражать их жизни, их добродетели, их праведности, молиться им. Не столько сама икона требует почитания, а тот кто на ней изображен. Приобрел иконочку какого-то святого, будь добр, узнай о его житии, тропарик, молитву ему почитай. Вот это будет настоящее иконопочитание – почитание святого. Этого вам, братья и сестры, вам желаю. Еще раз с праздником!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.