Ваше Преосвященство, Владыка Максимилиан!

Ваше Преосвященство, Владыка Ефрем!

Дорогие отцы, братья и сёстры!

Прошёл уже год с момента нашей прошлой встречи в этих стенах. Сегодня мы говорим о соотношении традиций и новаций в современном обществе вообще, и в процессе образования в частности. Прежде всего, хотелось бы вспомнить, как вопросы духовного развития в целом попали в сферу образовательной деятельности.

В конце XX столетия проблемы нравственности, культуры, моральные коллизии, возникающие при использовании новых технологий преобразования окружающей среды и самой жизни человека, стали обращать на себя значимое внимание, переходя в ряд всемирных глобальных проблем. Обращение к человеку, его сущности, назначению бытия, стало обсуждаться в более широкой перспективе, несводимой только к обсуждению перспектив научного прогресса, но признанию необходимости согласования со сферой морального решения, образом жизни, социальной практикой. Возвращение к религиозному знанию, христианской антропологии, стало восприниматься значительным количеством русских ученых, педагогов и философов как должный социокультурный переход, который способен разрешить проблему кризиса поиска Истины и смыла существования самого человека.

Именно в это время начинают реализовываться первые программы духовно-нравственного воспитания, даётся старт многим мероприятиям, в корне которых стоит слово «духовность». При этом всеми декларируется обращение к традиционным религиям как к живым носителям традиции (в скобках заметим, что были инциденты проникновения оккультизма и сект в систему образования). Но процесс осознания этой самой «духовности», практическая сторона дела носят несистемный, спорадический характер.
Здесь уместно сделать отступление и задать следующий вопрос. Для чего сотрудничают государство и Церковь? Со стороны Церкви – это лучшие условия для приведения людей ко Христу, возможность эффективнее исполнять заповедь, данную нам Спасителем: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Но что это сотрудничество даёт государству? И здесь ответ можно выразить одним словом – стабильность. Исследователи определяют социальную стабильность, как состояние общества, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных социальных субъектов и политических сил, своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в социальной и политической сфере с помощью предусмотренных законом механизмов и средств. Интересы общества как субъекта стабильности включают в себя упрочение формы правления, достижение и поддержание общественного согласия, повышение творческой и созидательной активности населения, реализацию его духовного потенциала.

Физический, творческо-эмоциональный и духовный аспекты бытия личности являют собой единство, которое будет ущербным, если выпадает хотя бы одна его часть. Поэтому достижение стабильности социальных процессов возможно только при росте по всем этим трём направлениям.

Исходя из вышесказанного, мы начинаем чётко прослеживать волю государства на развитие отношений с традиционными религиями как источниками традиции. Процитируем здесь епископа Покровского и Николаевского Пахомия, который отметил следующее: «следует понимать, что никакая традиция не живет сама по себе, без ее активных носителей и без того культурного поля, которое обеспечивает ее существование» (доклад Владыки Пахомия находится у Вас в раздаточном материале). Следовательно, обращение к Традиции невозможно абстрактным путём, путём декларирования, без обращения к носителям этой традиции.

Последние десять лет мы наблюдаем именно систематизацию отношений Церкви и государства в образовательном пространстве. При этом важно отметить главное – принцип союзнических отношений Церкви и системы образования не подлежит сомнению. Осталось только выработать формы такого взаимодействия и вдохнуть в эти формы энергию наших педагогов.

В связи с этим особо обращаюсь к присутствующим здесь руководителям и педагогам светских школ. Прошу поддержать наши начинания, войти в совместный труд и оказать нам помощь. Мы должны преодолеть ту отчуждённость, которая иногда всё-таки присутствует между нами.

В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Братской епархией и Министерством образования Иркутской области был проведён ряд мероприятий, о которых мы кратко расскажем.
В ряде школ состоялись беседы представителей Епархии с родителями, чьи дети на будущий год начинают изучать курс «Основ религиозных культур и светской этики». Адекватное информирование родителей об особенностях данного курса позволило им сделать информированный и обоснованный выбор. В этом учебном году мы планируем продолжить данную работу и постараться принять участие в большинстве родительских собраний, посвящённых выбору того или иного модуля ОРКиСЭ. При этом следует упомянуть о письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2015 года, которым вводится в действие регламент выбора курса ОРКиСЭ. Процитируем его:

Таким образом, участие представителей централизованной религиозной организации в родительском собрании утверждено нормативным документом и является залогом информированного выбора родителей. Сейчас епархиальный отдел налаживает взаимодействие с департаментами образования с целью выяснения сроков проведения родительских собраний.

В раздаточных материалах, полученных Вами при прохождении регистрации, помимо прочих материалов находится доклад протоиерея Алексия Кульберга, трудящегося в Екатеринбургской епархии. Хотелось, чтобы Вы обратили на него особое внимание.

Сегодня мы будем награждать участников конкурса детских рисунков «Красота Божьего мира». В этом году поступило около 300 работ. В этом мероприятии приняли участие как дети из общеобразовательных школ, так и ребята из воскресных школ и художественных объединений. В 2016 году нами будет сформировано представительное жюри, и старт конкурса объявлен в начале года, с тем, чтобы все рисунки успели прибыть к моменту подведения итогов. Информационные письма будут направлены во все образовательные учреждения, находящиеся на территории Епархии.

На сегодняшний день назрела необходимость открытия при Епархии образовательного центра, который бы решал следующие задачи:

— повышение квалификации и общественная аккредитация педагогов, преподающих «Основы православной культуры»;
— организация очного и заочного обучения помощников настоятелей и благочинных, активных мирян, катехизаторов, преподавателей воскресных школ;
— организация дополнительного образования и аттестации священнослужителей.

Вопросы открытия такого центра будут рассмотрены нами в ближайшее время.

В 2015-16 годах пройдёт епархиальная аттестация всех воскресных школ при приходах. Это мероприятие призвано, прежде всего, выяснить реальное положение дел в этой важнейшей сфере приложения сил настоятеля. А также совместными усилиями мы попытаемся определить проблемы в развитии воскресных школ и наметить пути их решения.

Отметим, что продолжили свою деятельность епархиальный детский лагерь «Одигитрия» и Православная гимназия г. Братска, которая вступила в юбилейный, двадцатый, год своего существования.
Завершая свой доклад, считаю вновь и вновь важным вернуться к цели образовательного процесса. Получение суммы знаний не является таковой. И даже сдача ЕГЭ не есть критерий достижения результата. Школа, и шире – вся система образования, есть мощнейшая среда, которая воздействует на мировоззрение ребёнка, во многом формирует его. И это происходит, даже если не декларируется законом или другим актом. Святейший Патриарх так выразил данную мысль: «А какая цель всякого просвещения? Что, собственно, нужно просвещать, высвечивать? Просвещать нужно ум и сердце человека. Если просвещается только один ум, а сердце во тьме пребывает, то человек может стать способным на выдумку и талантливым преступником. Если просвещается только сердце, а ум остаётся в темноте, то человеку трудно вписаться в ритм современной жизни и понимать то, что вокруг него происходит. Он поневоле уходит от этой жизни, и не всегда это полезно для человека, его семьи и для окружающих. Нужно просвещать ум и сердце, на этом настаивали наши просветители Кирилл и Мефодий. И если просвещение ума связано с образованием, наукой, то просвещение сердца связано с таким воздействием на человеческую душу, когда из нее исторгается зло. Просветить душу — значит исторгнуть зло, значит отдать её во власть света». Сочетание просвещения ума и души есть истинное образование.

Подводя итог, можно сказать, что обращение к традиции и есть воистину самая главная новация современного процесса образования.

Спасибо за внимание!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.