Тезисы доклада протоиерея Георгия Сивкова, настоятеля Спасо-Преображенского кафедрального собора г.Хабаровска для участия в ХХIII Международных Рождественских чтениях.
Спасо-Преображенский кафедральный собор входит в пять самых крупных храмов России и является третьим по величине храмом нашей страны. Одновременно храм может вместить в верхнем храме – 2,5 тысячи; в нижнем – 1,5 человек. Постоянно храм посещает около 1 тысячи прихожан. В штате собора – 80 человек, из них 10 священнослужителей.
Для организации деятельности прихожан во внебогослужебное время на приходе были сформированы приходские службы:
1. Центр семьи и творчества
2. Молодежный клуб
3. Служба катехизаторов
4. Социальный патронат
5. Приходское консультирование
6. Юридическая служба
7. Медицинская служба
8. Молитвенная группа
9. Группа автопомощи
10. Группа адресной финансовой помощи
11. Группа благоукрашения храма
Семья составляет основу церковной общины. Очевидно, что будет крепка православная семья – будет крепок приход.
Поэтому приходские службы сориентированы на привлечение семей в приход – с одной стороны, с другой – на вовлечение семей в активную церковную жизнь.
Приоритетной задачей была и остается выявление нужд, потребностей и интересов людей, приходящих в храм. Для этого в храме установлен ящик, в который опускаются заполненные людьми бланки с просьбами и указанием обратной связи. Кроме того, в храме размещены тетради-опросники для записи желающих участвовать в указанных направлениях работы прихода. Это дает возможность формировать базу данных, как нуждающихся людей, так и готовых оказывать свою помощь.
Взаимодействие между приходскими службами осуществляет настоятель прихода. Направленность работы приходских служб формируется в рамках главных направлений жизни Церкви: миссионерское, социальное, молодежное служение, образование и катехизация.
Отдельное внимание на приходе уделяется работе Центра семьи и творчества. Цель Центра – сплочение прихода вокруг семей, укрепление семейных ценностей и традиций. Работа Центра ориентирована на интеграцию семей, требующих особого внимания и благополучных семей, многодетных и семей с малым количеством детей.
Работа Центра строится по следующим направлениям:
1. Курсы для беременных “Мамина школа”
2. Семейный клуб “Растем вместе” (группа “Свободного развития”, группа “Ладушки”, группа “Топотушки”)
3. Подростковый клуб
4. Творческая мастерская
5. Тематические встречи по обмену опытом
Курсы для беременных – это бесплатные еженедельные занятия по подготовке к родам, которые носят миссионерский характер. В основу заложен не лекционный, а клубный принцип, когда информация подается во время чаепития. Через несколько занятий будущие мамы свободно общаются, заводят дружеские отношения. 94% посетивших курсы – это невоцерковленные люди, некоторые из которых впоследствии входят в церковную жизнь, начинают исповедоваться и причащаться.
В программе курсов для беременных предусмотрены:
• Беседы со священником
• Консультирование гинеколога
• Консультирование педиатра
• Консультирование детского невролога
• Гимнастика для беременных
• Музыкально-дыхательные тренинги
• Арт – терапия
• Консультации по денежным выплатам
• Консультации дерматолога-косметолога
• Беседы о воспитании
Семейный клуб “Растем вместе” – это основа Центра. Не случайно и название клуба. В состав клуба входит три группы:
– “Свободного развития”
– “Ладушки”
– “Топотушки”
Группы “Ладушки” и “Топотушки” были созданы по инициативе мам, посещавших курсы для беременных. Это группы, в которых проходят развивающие занятия для мам с малышами от четырех месяцев до года и от года до двух лет соответственно. Включают в себя физическое развитие и общеразвивающие занятия, направленные на стимулирование внимания, мышления, памяти, сенсорного восприятия. Обязательная составляющая — это чаепитие, обмен опытом мам, просто общение.
Группа “Свободного развития” – это своеобразная альтернатива воскресной школе:
Во-первых, занятия проходят совместно для родителей с детьми и направлены на их тесное взаимодействие. Современное общество устроено так, что существует проблема разобщенности между членами семьи, между родителями и детьми. Основное свое время, в большинстве своем, дети проводят в детском саду, школе, в учреждениях дополнительного образования. Практика воскресных школ показывает, что роль родителя сводится только к организационным моментам.
Во-вторых, разновозрастность детей (от двух до 8 лет) способствует правильному выстраиванию иерархических отношений. Старшие делятся опытом с младшими, заботятся о них, младшие, соответственно, приобретают этот опыт и учатся послушанию. В одновозрастной группе опыт примерно одинаков, соответственно ни о каком обогащении речи быть не может.
В третьих, в отличии от школы, отсутствуют парты, учебные дисциплины и фиксированность времени занятия. Занятия проходят на полу на ковре. Есть небольшие столики и стулья для желающих.
Занятия проходят в форме активного, деятельностного обучения, направлены на стимуляцию мышления, внимания, памяти, развитие коммуникативных и исследовательских навыков. Все материалы, пособия находятся в зоне доступа, и дети могут этим свободно пользоваться, понимая, что это их среда, их территория развития и, соответственно, они несут за это ответственность. Основная задача, ради которой создавался семейный клуб – это помощь семье в деле воцерковления, укреплении семейных ценностей. Основу клуба составляют думающие родители, которые стремятся к созданию прочных связей со своими детьми, хотят расти и развиваться вместе с ними.
Формат занятий подросткового клуба (8-14 лет) схож с форматом группы свободного развития: отсутствие парт, регламентированных уроков, разновозрастность детей. Акцент в занятиях ставится на развитие умения работать в команде, умения генерировать новые идеи, способности осваивать и применять новую информацию. Большое значение уделяется развитию речи и напрямую связанному с этим процессу мышления. Подростки в большинстве деятельны по своей натуре. Это тот ресурс, который эффективно используется для организации приходского служения. Участие детей в общинной жизни – залог прочных связей между ними и приходом.
На тематических встречах семей по обмену опытом обсуждаются самые разнообразные вопросы, связанные с семейной жизнью и воспитанием детей.
Творческая мастерская – это проведение мастер-классов для семей по различным видам творчества.
Пример организации приходских служб в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г.Хабаровска показывает возможность эффективной работы с семьями для удовлетворения их как духовных, психологических, так и материальных потребностей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: