Неделю назад завершился крупнейший образовательный форум XXVII Международные Рождественские чтения «Молодежь: свобода и ответственность». Делегация Братской епархии, вернувшись на родную землю, осмысливает увиденное и подводит итоги своей работы в Москве. Сегодня своими впечатлениями делится руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Братской епархии иерей Иоанн Афонин.

«Работа по направлению «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» проводилась настолько активно, что посетить все рабочие секции одному человеку было физически невозможно, — рассказывает отец Иоанн. — Все пять дней Рождественских чтений были насыщены встречами, которые посвящались различным образовательным направлениям на приходах: участие в конкурсах, проводимых патриархией, попечение о детях в воскресных школах, дополнительное образование, деятельность православных образовательных учреждений в современном мире. И это далеко не всё из предложенного организаторами, а только то, что удалось посетить».

Началась работа отца Иоанна с участия в Совещании с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации по вопросу о проведении по Федеральным округам конкурса «За нравственный подвиг учителя» под председательством заведующего сектором мероприятий Синодального ОРОиК иеромонаха Тихона (Умалатова).

К сожалению, председатель секции обратил внимание, что Иркутская область — одна из немногих территорий, где этому конкурсу не уделяется должного внимания. Между тем, задачи конкурса необычайно важны: конкурс проводится для того, чтобы каждый учитель имел возможность обобщить свой опыт в сфере духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Чтобы самые эффективные методики и программы воспитания были доступны для применения любому заинтересованному педагогу и могли быть использованы в практической деятельности.

Поэтому участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», можно сказать, становится педагогическим долгом каждого неравнодушного учителя, для которого воспитание детей – это действительно дело жизни. Хотелось бы, чтобы педагоги всех образовательных и воспитательных учреждений Братской епархии обратили внимание на серьезность поставленных задач и внесли свой вклад в общее дело развития духовно-нравственного воспитания и образования.

Следующим мероприятием, в котором принял участие отец Иоанн, был двухдневный Семинар «От воскресных школ к приходскому попечению о детях.

Иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ответственный за подготовку ЕУМК для воскресных школ, в течение двух дней подробно рассказывал о проблемах работы с детьми на приходах; о методах оживления приходской активности в сфере образования детей.

Особо отмечалось, что, работая с детьми, педагогам нужно стараться отвечать на вопросы детей, а не на вопросы, которые они не задают. Дети изменились, они живут в условиях, которые заметно отличаются от условий нашего детства. Огромный поток информации, виртуализация социальных связей, большая приспособленность к многозадачливости – вот только некоторые особенности современных детей. Неизменным остается одно: священники должны активнее вовлекаться в сферу жизни детей и подростков на приходах, также не могут оставаться в стороне от этого процесса и их родители.

На секции выступали священники, психологи, педагоги, издатели учебных пособий. Был затронут и актуальный вопрос о вере в жизни педагога: «Если мы хотим воспитать воцерковленных детей, то прежде всего должна быть решена проблема воцерковлённости педагогов» — не сомневался никто из присутствующих.

Также в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась Встреча председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия с руководителями и сотрудниками профильных епархиальных отделов. Такие встречи проводятся ежегодно и стали уже традиционными.

Участники совещания обсудили вопросы информационного обмена и коммуникации между Синодальным и епархиальными отделами, координации деятельности ЕОРОиК в формате митрополий, поддержки православных образовательных организаций.

Митрополит Меркурий также обратил внимание руководителей ЕОРОиК и на проблемные темы религиозного образования. Так, касаясь содержательного наполнения предметной области ОДНКНР, глава Синодального отдела подчеркнул, что содержание его должно основываться на потребностях самих детей, на том, что в действительности их волнует, с какими вопросами они сталкиваются в каждом из возрастов.

Одной из проблем преподавания Основ православной культуры в школах, по словам митрополита Меркурия является то, что «зачастую люди, которые преподают этот курс, сами ничего в нем не понимают». Он также подчеркнул: «Если педагог не будет обладать высококвалифицированной и правильно выстроенной системой координат религиозных знаний, он никогда ничего не даст ребенку».

Этот же принцип подготовки педагогов в первую очередь относится к преподавателям воскресных школ.

Владыка митрополит коснулся и форм занятий с детьми, отметив, что эти занятия не должны дублировать школьные формы и методы, иначе можно получить только отторжение ребенком всего религиозного.

Глава Синодального отдела также отметил, что главная задача в работе с детьми и подростками — это «найти возможность доверительного диалога с ними, научить их думать, искать ответы не на поверхности, а попытаться докопаться до сути ответов на вопросы, которые у них возникают».

На следующий день отец Иоанн наблюдал за работой Конференции «Формирование духовно-нравственной личности в условиях дополнительного образования» под председательством епископа Сызранского и Жигулевского Фомы.

Здесь можно было услышать много практикоориентированных докладов преподавателей воскресных школ и педагогов дополнительного образования. Среди выступающих были и известные гости: иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель информационной службы Синодального ОРОиК, с докладом «Воскресные школы: сегодня и завтра» и Лутовинов Владимир Ильич, помощник Председателя ДОСААФ России, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, член Академии военных наук с рассказом об «Особенностях и методических рекомендациях по подготовке и проведению занятий, мероприятий военно-патриотической направленности с учащейся молодежью во внеурочное время».

Также отец Иоанн посетил Семинар «Опыт реализации православного дополнительного образования на современном этапе», председателем которого был иерей Дионисий Лёвин, директор НФ «Детский епархиальный образовательный центр» Самарской епархии.

На семинаре опытом работы в сфере православного дополнительного образования делились представители Самарской митрополии, где активно работают с детьми и юношами с детского сада до вуза. (Например, были представлены доклады об организации антропопрактики во внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на основе традиций православной культуры; методический конструктор программы внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС и Стандарта православного компонента общего образования и многие другие).

В последний день работы Чтений отцу Иоанну удалось поучаствовать в Секции для директоров, духовников и педагогов православных образовательных организаций и руководителей епархиальных ОРОИК «Православная школа в современном мире».

Председательствовал на секции епископ Городецкий и Ветлужский Августин, чье вступительное слово запомнилось своей эмоциональностью, заинтересованностью, неравнодушием к проблемам нелёгком деле православного образования.

Вниманию присутствующих были предложены как доклады, интересующие руководство православных школ (о деятельности органов надзора в сфере образования, актуальных вопросах нормативно-правового регулирования в этой сфере, о новом регламенте работы экспертной комиссии Синодального ОРОиК с православными образовательными организациями), так и доклады, интересные практикующим педагогам.

Большое внимание было уделено вопросу о воспитании дошкольников, так как основные качества в ребёнка закладываются в раннем детстве (до 10 лет), но часто дети этого возраста не получают должного внимания от православных педагогов.

Говорилось также об особой роли в православной школе духовника, профессионализм которого напрямую связан с результатами деятельности православных школ и внутренним устроением учащихся и педагогов.

Сейчас отец Иоанн, вдохновленный работой с интересными людьми, говорит, что еще «предстоит осмыслить всё услышанное в Москве», но он уже готов «применить лучшее из услышанного на практике» и всегда рад помощникам.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.