Святая Церковь празднует Сретение Господне, принесение Господа Иисуса Христа во храм. В Евангелии от Луки говорится: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» (Лк.2:22-23).

Особенно усердны в исполнении законных предписаний были книжники и фарисеи, так что Христос ставил книжников и фарисеев в пример нам, христианам, когда в нагорной проповеди он говорит: «если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царствие Небесное» (Мф.5:20).

Превзойти — означает достигнуть и подняться на более высокий уровень. Потому что для христианина сама цель — это не просто воздерживаться от греха, но и научиться добродетели.

В Ветхом Завете, когда человек воздерживался от осквернения, совершал очищение, воздерживался от грехов, он считался праведником, то в Новом Завете дополняется : «кто может делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17). Если в Ветхом Завете неделание чего-то плохого считалось праведностью, то в Новом Завете, если ты можешь делать добро и не делаешь, это уже грех.

Праведный Симеон принимает младенца Христа на руки и произносит пророчество и свидетельство о спасении рода человеческого, от греха и смерти: «Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32).

В творении митрополита Иллариона «Слово о Законе и Благодати» находим следующие слова: «Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев оправдание, у христиан же — спасение. И поскольку оправдание — в этом мире, а спасение — в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же — сущему на Небесах».

Встреча Христа Спасителя и пророка Симеона означает окончание времени Закона , и начало времени Благодати спасающей, которую принёс Христос Спаситель. Исполнив законные предписания Ветхого Закона Христос даёт новый Закон, смысл которого в восстановлении общения человека с Богом.

«Погибель наша совершилась чрез уничтожение общения нашего с Богом и чрез вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и в восстановлении общения с Богом». (святитель Игнатий Брянчанинов «Слово о спасении и христианском совершенстве»).

Праведность наша должна быть не внешним исполнением правил и форм, но

и обновлением ума и чувств. Теперь задача верующего человека не просто в охранении себя от грубых нарушений нравственности, но в подготовке себя к встрече с Богом и соединении с Ним посредством действия Святого Духа.

Такую задачу возможно исполнить только при помощи всесильной помощи Божией, при посильном участии в этом деле человека.

Чтобы наша праведность превзошла праведность фарисеев, необходима правильная духовная жизнь, первым признаком которой является осознание своей испорченности грехом.

«Добродетели, и общественные, и частные, истекающие из падшего человеческого естества, утратили по вочеловечении Бога значение: они заменены великим делом Божиим— верою в Того, Его же посла Бог (Ин.6:29).В этом великом деле Божием заключается и спасение, как засвидетельствовал Сам Спаситель: Се же есть живот вечный (спасение), да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа(Ин.17:3)». (Святитель Игнатий (Брянчанинов) Слово о спасении и христианском совершенстве)

Таким образом, как в истории всего человечества сначала был Закон через Моисея, а потом пришла Благодать через Христа Спасителя(исполнившая то, чего не мог дать Закон),так и в жизни отдельно взятого человека спасение это прежде всего дело Благодати, а не человеческих усилий, которые могут только приготовить нас к принятию дара Спасения во Христе.

«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Писание говорит: «Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс. 24:18). Итак, кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигнет спасения». (Преподобный Иоанн Пророк. Добротолюбие)

 

Протоиерей Александр Осипов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.