Подготовительные недели перед Великим постом, их особенности, и на что, согласно святым отцам, необходимо обратить внимание в эти дни  – об этом подробно рассказывает Андрей Рогозянский, православный публицист, психолог, автор книг, посвященных проблемам семьи и церковного воспитания в своем материале, подготовленном специально для журнала «Врата» (№3 (10) 2016г.) Братской епархии. Предлагаем  цитаты из данной статьи:

“1.Что есть период приготовительный к Великому посту?

Приготовительные дни – особый промежуток церковного годового круга продолжительностью в 22 дня, облегчающий переход к строгому воздержанию. Он включает в себя четыре недели и три седмицы, за которыми начинается Великий пост или Святая Четыредесятница (по примерному числу постных дней – четыредесят, то есть сорок). Неделя – старорусское название воскресенья. В большинстве славянских языков воскресенье называется «неделей», то есть днём, когда «не делают», не работают. Седмица в церковно-славянском языке – то же, что в современном русском «неделя».

Итак, четыре подготовительных воскресенья, недель, в порядке календарной последовательности: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде (мясопустная) и Неделя Прощёная или Адамова изгнания (сыропустная).

2.Что отличает период подготовительный к Великому посту?

В подготовительный период меняется порядок скоромных и постных дней, за богослужением, согласно Постной Триоди, вводятся особые великопостные умилительные песнопения: на утрене, перед каноном покаянные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери…», а после Недели о блудном сыне – 136-й псалом «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом».

Текст стихир, по-церковнославянски: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию. И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

По-русски: «Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости. Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».

Это песнопение звучит на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) до пятого Воскресения Великого поста или Недели о преподобной Марии Египетской. 

Псалом 136-й отображает тоску Израиля в плену Вавилонском, продолжавшемся 70 лет. Подобно этому постовой период с подготовительными неделями занимает 70 дней. В течение его Церковь оплакивает духовный плен нового Израиля. Митр. Иоанн (Снычёв): «Как иудеи не могли петь песнь Господню на земле чужой и не забывали Иерусалим, так и нам нужно вспоминать те моменты жизни, когда мы верно служили Богу, и приносить плоды покаяния».

5 февраля – неделя о мытаре и фарисее. П. Г. Доре “Мытарь и фарисей”.

3.Что есть Триодь Постная и отчего так именуется?

Триодь постная (от греч. triodion – трипесенный) – богослужебная книга, содержащая молитвословия и указания по совершению богослужения для дней, приготовительных к святой Четыредесятнице, и в течение её, до Великой Субботы включительно. В состав Постной Триоди входят песнопения авторов VIII и IX вв.: Андрея Критского, Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина, Иосифа, Феодора и Симеона Студитов, императора Льва Мудрого, Феофана Начертанного. 

4.Что дало наименование подготовительным неделям?

Недели-воскресенья носят название по чтениям отрывков или зачал Евангелия:
– Неделя о мытаре и фарисее – притча Христова из Евангелия от Луки 18, 9-14, зачало 89;
– Неделя о блудном сыне – притча Христова из Евангелия от Луки 15, 11-32, зачало 79;
– Неделя о Страшном суде – повествование из Евангелия от Матфея 25, 31-46, зачало 106;
– Неделя сыропустная или Прощёное воскресенье – повествование о прощении и собирании небесных сокровищ из Евангелия от Матфея 6, 14-19, зачало 17; кроме того, в этот день Церковью воспоминается изгнание праотца Адама из Рая.

12 февраля – неделя о блудном сыне. П. Г. Доре “Блудный сын в объятиях отца”.

5.Какой смысл несут в себе Евангельские чтения Недель приготовительных к посту?

Притча о мытаре и фарисее показывает, что для Бога наиболее важно смиренное и сокрушенное сердце, хорошие же поступки не должны приводить человека к высокому мнению о себе.

Притча о блудном сыне говорит, что Бог есть не только строгий Судия и Ревнитель, но также любящий Отец. Он содействует обращению заблуждающихся и радуется исправлению согрешающих.

Евангельское чтение Недели о Страшном суде возвещает о том, что в конце истории последует Второе Пришествие Иисуса Христа и конечный Суд, называемый Страшным, отделяющий доброе от злого, а праведников от грешников.

Повествование Прощёного воскресенья напоминает, что человек нуждается в прощении от Бога, а для этого сам обязан выучиться прощать.

Четыре Евангельских чтения вместе описывают настрой, с которым христианин проходит путём Святой Четыредесятницы. В них раскрывается то, что отличает новозаветную веру от других религий и, в частности, от ветхозаветной веры.

6.Каково значение слов «сыропустная» и «мясопустная»?

Название «неделя мясопустная» означает наступление дня, после которого употребление в пищу мясных блюд не благословляется, «отпускается» или «опускается». Седмица следующая за Неделей мясопустной называется сыропустной или сырной, поскольку далее начинается строгий пост с прекращением вкушения сыра и молочной пищи.

7.Почему седмица, следующая за Неделей о мытаре и фарисее, – сплошная, без постных среды и пятницы?

В среду и пятницу первой подготовительной седмицы христианам позволено вкушать скоромную пищу в знак отвержения горделивого поста фарисея. Второй смысл отмены поста – исторический. Армяне, отпав от Православия, установили у себя так называемый Арачаворк или «передовой» пост за 10 седмиц до праздника Пасхи. Ввиду этого православные греки сочли необходимым подчеркнуть отличие и вкушали скоромную пищу в продолжение всей седмицы.

8.Каковы другие особенности подготовительных дней?

В субботу перед Неделей о Страшном суде совершается особое поминовение усопших. Этот день называется Родительской мясопустной субботой. Христиане просят Праведного Судью Иисуса Христа явить усопшим христианам милость и оставление их грехов в “день нелицеприятного воздаяния”

В субботу перед Прощёным воскресеньем установлено празднование Собора всех преподобных отцов. Это единственный день, в который совершается память всем святым преподобным. Примерами их Церковь укрепляет верующих на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть».

В последнюю, Сырную седмицу неделю Церковь не сочетает браков, в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий так же, как и во время поста. Вместо неё прочитываются Часы с коленопреклоненными великопостными молитвами св. Ефрема Сирина: “Господи и Владыка живота моего”.

В Неделю сырную или Прощёное воскресенье в храмах совершается особый чин прощения.

19 февраля – неделя о Страшном Суде. П. Г. Доре “Последний суд”.

9.Насколько древни установления о подготовительном периоде к Великому посту?

Приготовление к Четыредесятнице – это одно из древнейших установлений Церкви.  Святители IV в. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие оставили беседы и слова, сказанные ими в преддверии ожидаемого поста, в частности, на неделю о мытаре и фарисее. В слове св. Иоанна Златоуста о мытаре и фарисее имеется указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчей о мытаре и фарисее.

Каноны и песнопения, в которых раскрывается значение приготовительных недель, составлены в VIII в. Преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, а Георгий, митрополит Никомидийский в IX веке написал канон на Неделю о Мытаре и фарисее.

В последний день перед началом поста египетские пустынники собирались для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение и благословение, они расходились по отдалённым кельям для уединенных подвигов в течение всей Четыредесятницы. Врата обители закрывались до недели Ваий, в которую пустынножители возвращались в монастырь.

10.На что, согласно святым отцам, должно обратить внимание в течение приготовительного периода?

Духовные размышления, Евангельские чтения, литургические песнопения в продолжение подготовительных седмиц нацеливают верующего к собранности и мужеству. Св. Григорий Нисский говорит: «Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения, не ждите конца седмицы, как ждут появления весны после хладной зимы».

11.В чём заключается радость приготовления к посту, длительному и трудному?

Великий пост есть дорога к Пасхе. Нельзя испытать пасхальную радость, не разделив перед тем с Господом скорби и тяготы крестоношения. В Неделю сыропустную, в стихирах преподобного Феодора Студита уже возвещается грядущее торжество: «Постное время светло начнем, очистим душу, очистим плоть, постимся от всякия страсти, насладимся добродетелями и сподобимся видеть всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху»”.

26 февраля – воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

П. Г. Доре “Изгнание Адама из Рая”.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.