В шуршание машин по асфальту вплетается пение «Господи, помилуй!»  Священник и небольшая группа людей молятся у дороги, устремив свои взоры в чистую синеву неба, зеленую, слегка дрожащую листву, сквозь которую проглядывает Братское море. За спиной у них автостоянка и многоэтажки. Рядом в траве тихонько играют дети. Конечно, тишина и дети довольно редкое сочетание, но сейчас они как бы притаились в ожидании. И взрослые, и дети ожидают, что совсем скоро на этом месте появится новый храм. Не просто ожидают, а верят, и каждое воскресение собираются вместе на молебен о благополучном строительстве храма.

Я же, смотря в глаза, излучающие безграничную веру и радость иерея Иоанна Афонина, настоятеля будущего храма Богоявления Господня, продолжаю сомневаться и спрашиваю: « Как же вы построите, вокруг столько храмов не достроенных, да и мало вас?»  О.Иоанн спокойно отвечает: «Мы привыкли надеяться на себя, поэтому часто говорим – как же мы построим храм? Господь управляет этим процессом, мы же должны работать.  Мне абсолютно легко думать о строительстве Богоявленского собора, потому что такой храм был уже в Братске, но его разрушили. Мы имеем право восстановить ». 

В 1843 году на территории Братского острога на средства прихожан была построена новая деревянная церковь. По просьбе жителей декабрист Петр Александрович Муханов, отбывавший в 1833-1842 ссылку в Братске, выписал чертежи церкви, составленные неизвестным петербургским архитектором. По чертежам церковь должна была быть каменной, но строили ее из дерева. Имитация каменных форм была столь тщательной, что даже были воспроизведены сложно выполнимые в дереве цилиндрические формы барабанов. Рубленные из бревен стены были обшиты гладкими досками, и, вероятно, окрашивались с выделением деталей белым цветом. Строгие пилястровые портики по четырем сторонам подчеркивали монументальность и торжественность храма. Богоявленская церковь в округе была самой красивой и единственной в своем роде. В XX веке, при строительстве ГЭС селение было снесено вместе со всеми строениями, независимо от их охранного статуса (с 1948 года согласно постановлению Совета Министров РСФСР Богоявленская  церковь охранялась государством). На месте, где стоял Братский острог, разлилось водохранилище.

О.Иоанн продолжает рассказывать: «У Владыки есть проект временного храма и основного. Временный храм небольшого размера планируется построить   в районе пересечения улицы Обручева и бульвара Победы. То место, где мы сейчас совершаем молебны, нам не принадлежит, пока это просто удобная площадка. Основной храм будет располагаться на месте автостоянки, возле которой мы молимся. По проекту собор задуман пятиглавым каменным красавцем в ярославском стиле. Планируется, что Богоявленский храм станет кафедральным, и в нем будет располагаться резиденция Владыки».

Мое сомнение все не угомонится: « Да под такие масштабные проекты нужна серьезная спонсорская поддержка!»  И вновь о.Иоанн продолжает смеяться надо мной: «Господь тоже смотрит на нас и удивляется, сколько людям надо еще послать, чтобы они поверили мне. Храм должны строить сами прихожане – это моя идея. Поэтому, когда приходят на молебен и говорят, что надо привлекать кого-то, я отвечаю – вы должны строить. У нас средства есть, они просто не так расходуются.  Посмотрите сколько машин на дорогах, разве  столько нужно нам? Вспомните свои квартиры с евроремонтами, сколько в них не нужных вещей. Поймите, храм мы строим для себя, для оздоровления своей души. У Бога все есть. Если бы Богу надо было, Он давно бы уже построил. Это нам надо биться, колотиться, собираться вместе, молиться.  Всегда в любом населенном пункте сначала строился дом Божий, а потом все остальное, а у нас? Несколько лет назад проезжаю на троллейбусе мимо только что построенного торгового комплекса, рядом со мной стоит пожилая женщина и спрашивает свою уже взрослую дочь: « Ой, а это красивое здание, наверное, дом пионеров?»  Нет, магазин – отвечает дочь. Женщина удивляется: «Да ты что! Такой красивый дом надо детям!»  И мы также, должны самый красивый дом сначала построить Богу, а потом и все остальное приложится. Но мы привыкли думать, что сами являемся кузнецами своего счастья ».

И действительно, просыпаемся утром, быстренько плюхаемся в уютное  сиденье своего авто или автобуса, или офиса и несемся на всех скоростях из пункта «А» в пункт «Б». Туда – сюда туда – сюда по этажам, улицам, дорогам, интернет- сайтам – с одного на другой и обратно. Здесь весенние скидки, тут распродажи, там бонусы, а напротив досрочно и без процентов. Не жизнь, а карусель сплошного удовольствия! Все движемся в одном ритме и по одному закону – « ты мне – я тебе».  

Разговор с отцом Иоанном продолжается в машине: «Господь говорит: «Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено». «Ты мне я тебе» – это одна отдача.  Когда отдаешь, не считая и  ничего не ожидая взамен – это совсем другой мерой мерится. У нас же пока все наоборот. Чаще всего семью мы создаем для себя, а не для того, кого хотим осчастливить; на работу устраиваемся для себя, а не ради создания какого-то блага. Даже в храм приходим, потому что  знаем о своей проблеме и хотим ее решить с Божией помощью. Не для этого мы должны приходить к Богу. Мы предназначены для того, чтобы этим миром владеть. Нам Господь отдает его, а мы ограничились какими-то  рамками, которые несравнимы со  Вселенной. Чтобы приобрести эту Вселенную и стать счастливым, надо отдать всего себя, в этом мире ничего не должно нас удерживать. Жертва на храм – это жертва, прежде всего нам самим, а не священникам.  Люди должны понять, что жертвование себя, раздача себя другим – и есть счастье. А построится или не построится храм – это уже другой вопрос. Это всего лишь еще один повод напомнить человеку о том, что он должен позаботиться о своей душе сам. Ведь счастливым никого насильно не сделаешь. Пока человек сам не захочет стать счастливым, он им не станет».

Наконец-то мое сомнение сдается. Через неделю, перед молебном задаю последний вопрос: « У вас есть счет или банковская карта?» «Есть счет, на котором уже лежит небольшая сумма – 120 тыс. руб. Эти деньги мы собрали своими силами»  – отвечает о.Иоанн.

Начинается молебен. Сегодня пришло чуть больше людей, чем в прошлый раз. Значит, они смогли нажать на тормоз и остановить свое бесцельное движение вперед. Они скинули паутину суеты со своей жизни. Сейчас их головы смиренно опущены вниз. Священник возглашает: «Благословен Бог наш». Мимо проносятся машины, стрекочут  кузнечики, а от слышимых молитв щемит сердце и трепещет душа. Может быть, потому что душа знает, что Небо-то на земле, осталось только воссоздать его форму – построить храм. И начать жить по старому  правильному, как наши прабабушки и прапрадедушки жили – по православному, ведь православие переводится с греческого языка, как правильное суждение, правильная вера.

 Вот реквизиты:

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ Г.БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ БРАТСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

ИНН 3804055012

КПП 380401001

«БРАТСКИЙ АНКБ» ПАО г.БРАТСК

БИК 042511741

Расчётный счёт: 40703810400000000151

Кор/счёт: 30101810000000000741

Может быть, и вам захочется выйти из искусственных рамок окружающего мира и почувствовать своей душой Божественную суть нашей жизни.

А лучше, приходите на молебен, который проходит каждое воскресение в 12.00 по адресу: г.Братск, между бульваром Победы и ул. Обручева, остановка троллейбуса «ЦБ Колледж»,  на восточном углу автостоянки.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Ольга Абсолямова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.