Доклад протоиерея Александра Белого-Круглякова на VII Братских епархиальных чтениях

Пленарное заседание в Братском Государственном УниверситетеI

Тема наших чтений, очевидно, предполагает разговор о патриотизме. И хотя сегодня многие об этом здесь говорят и, наверное, еще будут говорить, я попробую внести свою лепту.

Естественная для моего поколения и, тем более, для поколения наших родителей любовь к Родине, сегодня, к сожалению, нуждается в оправдании, в объяснениях.

Именно любовь к Родине обычно понимают под патриотизмом, хотя на самом деле это более сложное сочетание чувств. С одной стороны приверженность к культуре, истории, традиции, внешней обстановке, к формальным признакам быта своего народа, осознание себя причастником пути, который прошло твое Отечество за тысячелетие. По-сути — это ощущение себя неотъемлемой частью всего того, что называется Родиной. Это естественное состояние души, в котором человек воспитывается и живет с раннего детства. Отсутствие этого чувства можно сравнить с болезнью. Известный русский философ И.А.Ильин приводил в таких случаях пример дальтоников, не различающих цвета.

С другой стороны, быть может более важной и глубокой, патриотизм — это любовь к духу своего народа. Родина может рассматриваться как духовная реальность, воспринимаемая духовным опытом. Тот же Ильин так писал об этом: «Дух народа определяется его творческой обращенностью к сфере божественного. Своей историей, культурой, трудом каждый народ служит Богу, как умеет; и те народы, которые служат Ему творчески и вдохновенно, становятся великими и духовно ведУщими народами в истории».

Именно в таком ракурсе мы, православные христиане рассматриваем историю нашего Отечества. Для нас это не смена формаций, не череда войн и революций, а святые угодники Божии, которые своей духовной жизнью освещали все уголки российских просторов, и все исторические периоды русской истории.

И ответная милость Божия, особенно проявлявшаяся через чудотворные образы Богородицы. Эти образы так и называются – Владимирская, Смоленская, Казанская, Албазинская, Боголюбская, Абалакская и т.д. Как говорил владыка Аверкий Таушев стыдно русскому человеку эту историю не знать.

В истории России бывало всякое и великие взлеты, и тяжкие падения. Любить свою Родину, не значит не видеть ее недостатки. Наоборот, настоящий патриот должен о них говорить и пытаться исправить, а не бежать жаловаться в чужое посольство.

Нельзя канонизировать ошибки наших предков. Но даже их ошибки — это часть нашей жизни. Тем более что если честно заглянуть вглубь своей души, то в каждом из нас в какие-то периоды или мгновения обнаружатся и Иван Грозный со Сталиным и преподобный Сергий с Серафимом, и гонители и гонимые. Историю нельзя судить, у истории нужно учиться, история это зеркало, в котором каждый может увидеть себя. Прошедший в день Казанской иконы Божией матери праздник народного единства, он в том числе об этом.

Патриотизм часто путают с национализмом, а любовь к Родине с любовью к правителям страны. Между тем любовь к Отечеству, воспетая великими русскими поэтами, это доброе чувство, это любовь к своему, а не ненависть к чужому. Если любовь к своему основывается на ненависти к чужому, то это уже и не патриотизм, а какой-то комплекс неполноценности. Примеры такого искажения мы видим у наших соседей, где молодежь скандировала «москаляку на гиляку».

В России патриотизм всегда носил оборонительный характер. Полтора столетия назад знаменитый московский первосвятитель митрополит Филарет дал чеканную формулу, определяющую церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».

Действительно самыми искренними, бескорыстными и, я бы сказал, беспримесными патриотами являются христиане. Потому что христианский патриотизм опирается не на какую-либо идеологию, политику или приверженность определенному виду ведЕния экономики. Христианский патриотизм носит религиозный характер. Мы осознаем себя гражданами неотмирного Царства Божия, горнего Иерусалима. Земная Родина вручена нам Промыслом Божиим и отношение к ней прямо выводится из заповеди о почитании Родителей. Эту заповедь мы воспринимаем как призыв к бережному отношению к своим корням. Я уже как-то говорил с этой трибуны, что заповедь о почитании родителей является своего рода кодом сохранения народов. Ибо сказано: «Чти отца своего и матерь, и благо сотворишь себе, и долголетен будешь на земле».

Христос-Спаситель говорит, что верный в малом над многим будет поставлен. Земное Отечество – это то малое, над преображением которого мы призваны трудиться. Верность этому духовному труду, в том числе, является залогом нашего Небесного гражданства.

Поэтому наша земля пропитана молитвой, потом и кровью многих и многих христианских подвижников. В суровых испытаниях христиане самоотверженно вставали на защиту Родины. Только в Великую Отечественную Войну сотни священников были представлены к высоким наградам за боевые заслуги. Некоторые из них уже имели награды за участие в первой мировой. И это не смотря на страшные репрессии, в результате которых к началу войны было репрессировано более 180 000 священнослужителей. Данное обстоятельство, кстати, подтверждает, что отношение христиан к Родине имеет экзистенциальный характер и с отношением к руководству страны никак не связано.

II

Почему сегодня важно обо всем этом говорить?

Наверное, самая большая внутренняя проблема России – все более увеличивающийся социальный разрыв между бедными и богатыми. Мы часто об этом говорим. Об этом говорил патриарх на прошлогоднем фестивале православных СМИ. Но многие внешние глобальные угрозы современного мира, направлены на разрушение России вообще, как государства. Наша страна непостижимым образом восстающая из пепла после грандиозных крушений, мешает планам глобалистов. Это планы по превращению населения планеты в унифицированную массу потребителей. У этой массы не должно быть приверженности к определенной культуре, традициям, духовным ценностям. И вообще, лучше если потребители станут бесполыми или однополыми существами, без семьи, с родителем №1 и родителем №2 вместо папы и мамы. Буквально за пару дней до нашего форума прочитал новость – в Великобритании, всегда считавшейся символом хранения традиций, запретили государственным театрам обращаться к зрителям: «Дамы и господа». Чтобы не обидеть тех, кто считает себя существами третьего пола. Или четвертого, или пятого… их там более двадцати.

Поэтому Русская Православная Церковь, как хранительница духовных ценностей и патриотизм русских вообще для наших западных оппонентов –

это, конечно, плохое, отвратительное чувство. Нам внушают, что России нечем гордиться, вся наша история сплошное черное.

Они прекрасно знают, что за 30 лет царствования Иван Грозный загубил людей в десять раз меньше, чем Екатерина Медичи за одну Варфоломеевскую ночь. При Робеспьере и Кромвеле было уничтожено гораздо больше людей, из расчета на душу населения, чем при Сталине. Что рабовладельчество и расизм существовали на западе вплоть до середины прошлого века. Что некоторые западные страны только в XX веке были вынуждены умерить свои колониальные аппетиты. Но черной оказывается история именно России.

Наши доморощенные либералы, с легкой руки журналиста Владимира Познера, стали часто вспоминать слова английского писателя XVIII века Сэмюеля Джонсона «патриотизм – последнее прибежище негодяя…» Но, во-первых, из контекста несложно выяснить, что Джонсон имел в виду совсем не то, что вкладывают в эту фразу наши Иваны без родства. Во-вторых, глядя на информацию, льющуюся на молодежь из телевизора и интернета, на изобилие русофобского, как сейчас говорят, контента, хочется ответить Владимиру Познеру, что это журналистика стала прибежищем для многих негодяев.

Разумеется, это относится не ко всем, я и сам имею некоторое отношение к журналистике.

Началось это давно, еще в 80-х, когда Россия уверенно двигалась к очередному развалу, великого печальника земли Русской, нашего знаменитого земляка Валентина Григорьевича Распутина «продвинутая» интеллигенция стала называть националистом и даже фашистом. А сегодня патриотизм русских стал просто красной тряпкой для западных политиков и наших либералов.

В отличие, разумеется, от, например, американского патриотизма, который воспитывается с малых ногтей. Воспитывается уважением к своим символам, к своей истории, к своей культуре, к своим спортивным достижениям. И даже ракеты, нацеленные на Россию с разных сторон, носили название «Пэтриот».

Живой народ – это преемственная и непрерывная жизнь в ряде поколений. Эту связь пытаются разрушить, чтобы народ уже не был целостным организмом. Чтобы остались клочья разорванного вещества, составлявшего народ. Чтобы проросли, как говорит русский философ и писатель Александр Зиновьев, посеянные Западом семена социальной «кукурузы».

При всем крайне негативном отношении Церкви к Сталинским репрессиям, от которых Церковь особенно пострадала, мы понимаем, что Сталина Запад ненавидит не за репрессии. Они им безразличны. Ненавидят за восстановление исторической территории России от финских хладных скал до пламенной Колхиды, как писал А.С.Пушкин. Ненавидят за Ялту и Потсдам. Именно эти итоги не дают им покоя. Они хотели бы перекроить мир по своим лекалам. И их усилия в информационном поле дают плоды.

Хочу привести вам свежие ответы, которые дают некоторые студенты одного из Питерских вузов, участвовавшие в опросе на соответствующую тему.

— Почему я должен защищать эту страну, если она не защищает моих прав?

— Я не собираюсь связывать свое будущее с «рашкой».

— Я не чувствую связи с этой страной и с этим народом.

Если еще вспомнить относительно недавнее скандально известное выступление в Бундестаге школьника из Уренгоя, то можно сказать, что те, кто ненавидит Россию, добиваются определенных результатов в информационной войне.

Почему так происходит?

Воспитанием нужно заниматься с самого детства. Кстати, само напоминание о воспитании сегодня вызывает кривую ухмылку у определенной части либеральной интеллигенции. Каким вырастет человек, хотим мы этого или нет, зависит от того, кто и как его воспитывает.

Важно, чтобы пробуждение самосознания ребенка совершалось на родной культуре, на родном языке. Детям полезно слышать народную песню еще в колыбели, и с первых лет жизни приобщаться к молитве — ибо каждый народ обращается к Богу по-своему, даже в пределах одного исповедания. Общеизвестно, что народная сказка будит мечту и воображение ребенка, дает ему первое чувство героического. Те «мультики, которые смотрят сегодня дети – это просто ужас ужасный и путь к деградации.

Преклонение перед национальными святым и героям возвышает детскую душу, указывает верный жизненный путь. Очень важно открывать ребенку доступ ко всем видам национального искусства — архитектура, живопись, танец, музыка и т.д. Необходимо знакомить

детей с историей своего народа. При этом национальное чувство должно быть ограждено и от националистического самомнения, и от всевысмеющего самоунижения.

Как сказал один советский писатель «Сегодня дети, завтра народ».

Но у нас даже школьники зачастую не могут ответить на простейшие вопросы по истории России.

И становятся поколением без прошлого

Об этом, кстати, и Президент говорил во время одной из своих «прямых линий»: Как может быть 50 учебников по истории? Получается, выбирай любую историю, которая тебе нравится? Как вообще могут договориться или сосуществовать люди в обществе, воспитанные на кардинально противоположных взглядах на историю своей страны?

III

К сожалению, современная образовательная система настроена на подготовку детей к ЕГЭ. Учителя становятся заложниками ситуации. Для подготовки к ЕГЭ достаточно осуществлять контроль в тестовом виде, сочинение писать по шаблону, заучивать наизусть определенные темы и проблемы. Знания оцениваются по формальным признакам. Что останется у них в голове неважно, важно чтобы сдали экзамен. Конечно, находятся и учителя, и ученики, которые разрывают этот шаблон, но общая тенденция именно такова. Чем это чревато? Дело даже не в том, что великую русскую литературу они не знают или знают фрагментарно. Они не научаются анализировать, критически мыслить. И в эти головы очень легко заходят любые фейки, пропагандистские штампы.

Наверное, скажу банальность, но на нас с вами лежит высокая ответственность за подрастающих граждан великой страны. Сотрудничество Школы и Церкви в этой области, как мне кажется, имеет большой потенциал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.