Представители Отдела образования Братской епархии побывали на торжественном закрытии II межрегионального этапа XIII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в городе Иркутске, где встретились с коллегами из разных городов нашего региона, для кого дело воспитания  ребенка стало делом служения собственной жизни.

Закрытие межрегионального этапа состоялось 28 сентября 2018 года в городе Иркутске на базе Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Со словами приветствия и благодарности к собравшимся обратился Абрусевич Андрей Михайлович, главный Федеральный инспектор по Иркутской области, отметив, что «Иркутской области необходимы такие учителя, которые укрепляли бы нравственность подрастающего поколения, способствовали бы развитию лучших ценностей нашей нации».

Церемонию награждения победителей  возглавили министр образования Иркутской области Перегудова Валентина Васильевна и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Иркутской епархии протоиерей Владимир Килин. Валентина Васильевна тепло поблагодарила победителей конкурса за веру в учеников и отличное качество образования, поздравив их с заслуженной наградой, а также в преддверии наступающего профессионального праздника пожелала всем педагогам творческих сил, хороших учеников и благодарных родителей.

Всех ждал и творческий подарок – концерт, организованный силами церковного хора Православной женской гимназии, хора Свято – Троицкого собора города Ангарска и танцевального ансамбля школы 23 г.Иркутска.

Пленарное заседание познакомило присутствующих с жизнью и деятельностью иркутских архиереев в XVIII веке (докладчик Санников Александр Павлович, к.и.н., доцент кафедры истории России, зам. декана по экономич.вопросам ИГУ исторический факультет), основами и критериями духовно – нравственного воспитания (докладчик протоиерей Борис Пивоваров, учитель истории высшей квалификационной категории, доктор богословия, г.Новосибирск), опытом работы, проблемами и перспективами  работы отделов религиозного образования и катехизации Братской и Саянской епархий (доклады иерея Антония Васильева (Братская епархия), иерея Владимира Данилко и игумена Николая (Микушина) (Саянская епархия).

Были обозначены общие проблемы, решение которых возможно только в результате совместных усилий и совместной деятельности государственных и церковных образовательных структур: принцип светскости образования, который часто приводит к конфликту между ценностями семьи и школы и нарушению свободы выбора семьей религиозного образования для своего ребенка; отчуждение и недопонимание на местном уровне в процессе ежедневной работы отделов религиозного образования с директорами и учителями школ в вопросах выбора модуля в рамках ОРКиСЭ на родительских собраниях в школах.

Также был представлен успешный опыт решения подобных проблем через подписание Соглашения о сотрудничестве не только между Департаментами и Центров развития образования городов округа и Епархией, но и между Епархией и школами, что снимает барьеры и дает школам возможность уверенно и без страха обогатить свой опыт работы и получить нужные результаты в процессе воспитания за счет объединения сил школы, семьи, государства и Церкви.

Как замечательно сказал отец Борис Пивоваров, для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему, нужно не бояться и «выбирать достойное, а не легкое». Действительно, привычные еще с советских и перестроечных времен формы деятельности хорошо известны, но не всегда достаточны при решении задач духовно – нравственного воспитания. Подмена смыслов слов в результате смены идеологий приводит не только к путанице понятий, но и к хаосу в душах и разрушениям в системе. А жизнь так устроена, что новое и лучшее, начиная с самого процесса рождения, приобретается ценой честного выбора, труда и усилий.

Плоды такого выбора и труда были представлены участниками семинара в процессе работы секций, отражающих практический опыт педагогической деятельности:

Секция 1. Вопросы организации духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

Секция 2. Практика реализации программ духовно-нравственного и гражданского воспитания детей и молодежи

Секция 3. Особенности организации образовательного процесса на примере предметов: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

Результатом работы секций стало подведение итогов:

1.Реализация программ духовно – нравственного воспитания должна наполняться конкретными смыслами и методиками.

2.Духовно – нравственное воспитание должно стать системным и проводиться на всех ступенях образовательно – воспитательной цепочки, начиная с детских садов, продолжаться в семье, школе и вузе.

3. Сейчас понятия «духовное» и «нравственное» воспитание часто подменяют друг друга. Необходимо вернуться к пониманию их неискаженных смыслов и свести воедино.

4.Для этого необходимо в обществе работать над преодолением архаичного отношения к Церкви, помогать понимать смысл ее служения.

5. Сотрудничество семьи, школы, государства и Церкви должно стать приоритетным и осознанным для всех сторон этого взаимодействия как союзников в процессе духовно – нравственного воспитания детей и молодежи.

Общая трапеза и поездка в на экскурсии в Казанский храм, Лимнологический музей и поселок Листвянка стали заключительным аккордом праздника, подарив надежду на дальнейшие встречи и сотрудничество, так как традицией воспитания на Руси всегда был и принцип общности, соборности, когда не ученость и разум, но именно внутренняя порядочность, милосердие и любовь были критерием нравственного поведения русского человека перед лицом ближнего, а совесть признавалась мерилом всех вещей как «голос Бога в сердце человека», как внутренний закон, который дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

Наши предки вырастали на педагогике Константина Дмитриевича Ушинского, убежденного в том, что «нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития», но что «нравственное чувство живет в каждом из нас так же точно, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства, в виде микроскопических зародышей, рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, то есть нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, необуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие и нежнейшие растения».

То есть нравственность не может возникнуть от знаний, где и как необходимо поступать, почему и недостаточно усвоения человеком правил светской этики. Даже самые лучшие образцы и правила поведения «извне» могут остаться чужими для человека, отвергаться или признаваться формально, исполняться лишь внешне или ради какой-то корыстной цели.

Тогда отчего же возникает нравственность? К.Д.Ушинский говорил, что нравственность уже «живет в каждом из нас». В нас живет наша душа, которая уже знает, «что такое хорошо и что такое плохо» по нравственному закону совести – голоса Бога в человеке, но человек может как воспитывать себя в стремлении соответствовать благородству и красоте этого закона, так и отвергнуть его и перестать слышать этот голос. Подвиг каждого из нас – взращивать в себе свою душу. И чем больше будет приближаться душа к чистоте, тем больше будет возникать собственная потребность поступать нравственно. И нравственный подвиг учителя – помочь себе и детям выбрать и понять, что «нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть» и что это составляет «главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» (К.Д.Ушинский). Выбрать, понять и двигаться дальше в этом направлении, выбрав «не легкое, но достойное».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.