Дорогие отцы, братия и сестры!
Вечная память почившим нашим сродникам, всем почившим православным христианам, верующим в бесконечную блаженную жизнь рядом с Богом и стремящимся к ней. Очень важно, кроме того, что мы молимся за блаженную участь сродников наших, понимать, что и мы к ней должны стремиться.
Сегодня в Апостольском чтении на Литургии мы слышали о перстных и о небесных; о том, кто и что здесь избирает: перстное (то есть земное, как первый человек Адам) или небесное – как Небесный Человек – пришедший Иисус Христос.
Выбираем и мы для себя уже здесь, на земле, земное или небесное. Если выбираем небесное, то не просто так выбираем, не только потому, что это правильно; а потому еще, что искренне верим, что это небесное встретится с нами. Когда закончится наш земной путь, мы обязательно увидим и почувствуем это небесное. Но проблема в том, что не все смогут почувствовать это небесное, даже когда туда придут, потому что должны будут здесь приготовиться к этому небесному, этому блаженному. Когда придут к Господу на Суд, и скажут Ему: «Господи, я верил и ждал Встречи!» Неслучайно мы в конце Символа веры каждый раз произносим: «Чаю воскресения мертвых». То есть с верою ожидаю «воскресения мертвых и жизни будущаго века».
И глубоким заблуждением является бытующее в мире мнение о том, что главное – человека отпеть, а дальше уж как Бог даст. А наше, человеческое, только в этом и заключается – отпеть. На самом деле отпевание – это лишь чин прощания общины со своим верным членом, с чадом церковным; это общая молитва о прощении грехов. Потом совершаются еще и церковные молитвы и частные – сродников, но тот главный капитал человеческого спасения человек соделывает сам здесь, на земле. Если он сам здесь не приготовился, то, воистину, никакое отпевание, никакие молитвы наши, в сущности, ему не помогут. Если сам человек не верил, не стремился к небесному, а лишь только уповал на какую – то случайность или на всепрощающее милосердие Божие, ошибаясь в том, потому что Господь еще и Справедлив, Праведен, а не только Милосерд. Мы здесь, на земле, должны соделать себя гражданином Небесного Царства.
Поэтому, стоя здесь, в храме, в Родительскую субботу, мы должны понимать, что туда, в Небесное Царство, тоже стремимся. Чтобы тогда, когда мы уйдем из этой земной жизни, не было противоречия, когда наши потомки и братья и друзья по храму будут молиться о нас как о духовных, а мы не были духовными. Чтобы мы уже здесь, на земле, явили тот образ, когда даже во время отпевания люди ощущают не скорбь, а, скорее, радость. И видно, чувствуется, как человек жил, как он скончался, как лежит во гробе: светлый, часто кажется даже улыбающимся. Все это происходит потому, что человек воспринял конечный итог своей жизни как Встречу с ожидаемым им Господом, как чаяние свое встретил. Потому – то и запечатлевается на лице человека в таких случаях, даже если он болел и страдал, та радость Встречи, которую он ожидал.
Давайте же будем стремиться к этой Встрече и готовиться к ней, чтобы все было органично: и мы стремимся к Небу, и молимся за тех, кто стремился к Небу.
Конечно, нельзя сказать, что не нужно молиться о том, кто не стремился к Небу, особенно если он является близким нашим родственником. Это наш долг, долг нашей любви – молиться о всех наших сродниках, особенно если мы здесь не смогли ни словом, ни примером вдохновить их к христианской жизни, и эти люди, будучи крещеными, скончались далекими от Церкви. Конечно, эта молитва нужна.
Не буду отрицать и того, что у Господа Свой Суд каждому человеку. Человеческий суд часто недальновиден и несправедлив. Здесь мы можем судить о человеке, что он недостоин Божьего прощения, а Господь его простил. О других здесь можем судить, что они, по своему облику и поведению, достойны быть с Богом, а Господь может и не взять их к Себе. Все люди разные. Кому много дано, с того много и спросится. Кому дано мало, с того мало спросится.
Поэтому будем молиться искренне за всех людей, близких нам, и молиться обязательно с любовью. Не только по долгу, не только ради какого-то своего внутреннего комфорта, извинения, что мы молимся за своих обидчиков, противников. Молиться надо только с любовью. Через молитву мы должны приобретать в своей душе мир и радость, а это приходит только через любовь.
Еще раз благодарю вас, что вы пришли в этот день помолиться о своих почивших сродниках. Надеюсь, что Господь их всех простит и благословит в Жизнь Вечную в Своем Царствии, куда и мы будем стремиться.
Аминь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: