У храма буквально дежурят лица, хватающие за рукав прихожан. С одной стороны, мы постоянно говорим о сути жертвенной любви, делах милосердия и необходимости помощи людям как о служении Христу. Но иногда вид и поведение нищих отталкивают людей даже от того, чтобы просто зайти на территорию храма. К слову сказать, каждому из стоящих, условно нищих, наша приходская служба пыталась помочь. Была предложена юридическая, продуктовая, вещевая, реабилитационная помощь. Однако в результате мы получали либо брошенные тут же продовольственные наборы, либо ответ: «Да ты знаешь, сколько я за день собираю? Ты столько не зарабатываешь»! Как вы решаете эту проблему? Или это просто данность, с которой нужно смириться?
Людям никогда не угодишь. Николай Васильевич Гоголь сказал: «Да погибнет у нас такая философия: соизмеряться с тем, что скажут люди, а не Бог. С ней и Богу не угодишь, и людям не угодишь».
А о милостыне сказано ещё в Ветхом завете: «Милостыня да запотеет в руке твоей». Благотворить можно и нужно, если кому-то действительно требуется помощь. А если ничего не дашь — ничего страшного нет. Тем более, если люди ругаются. Обидно за храм.
Сейчас, говорят, существуют кооперативы, которые объединяют нищих. У них свои заработки. Некоторые им подают милостыню продуктами, а они выбрасывают, потому что это не деньги. Так что теперь нищие всякие бывают.
Я знаю, иногда нищих подбирают и привозят в центры социальной помощи: их там и кормят, и греют. А им такая жизнь не нравится, и они опять уходят. Ну, что ж, Господь насильно не спасает, что же тут сделаешь?
С нищими у входа в храм, мы как-то радикально решили. Категорически запретили им просить в храме, а стоять разрешили только у ворот. Сейчас приходят, бывает, один-два человека, просят.
Когда Христос шёл в Иерихон (вы помните, да?), слепец кричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!». Если вы встретите такого нищего — конечно, нужно омыть его раны вином и маслом, и в гостиницу отнести, и послужить ему. Но у нас, как правило, совершенно другие. Мы слышим слова от нищих, которые возле храма. Они требуют денег. Им не хватает, безусловно, на выпивку в 99% случаев. Они, значит, отвергают даже какую-то помощь вещами или продуктами: «Нет! Дайте денег!». Никакого отношения к тому, который кричал «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» они не имеют.
Но тем не менее, скажем, Александр Сергеевич Пушкин призывал «милость к падшим», да? И мы должны как-то в этом отношении, во всяком случае, не проявлять гнева и злобы. Тут нужно проявлять мудрость. С одной стороны — «Будьте кроткими, как голуби», а с другой стороны — «мудрыми, как змеи»; чтобы человеку и не навредить, и не оттолкнуть его в то же время — того, кто, может быть, действительно в данный момент нуждается в твоём слове.
Можно ведь подойти к человеку и просто поговорить. У меня есть здесь один такой нищий при храме. «Саша, — говорю ему, — ну, что ты делаешь со своей жизнью? Почему ты так живешь? Ты же не глупый человек. Ну, зачем ты пьешь? Зачем ты губишь себя? Мы с тобой ровесники, а ты посмотри на себя в общем, как ты выглядишь. Хочешь, я тебя отправлю в реабилитационный центр, в наш, православный? Я напишу о тебе рекомендацию. У нас есть там, за Братском». Он отвечает: «Я подумаю», и я понимаю, что жизнь, которую он выбрал, — вот такая, бродяжническая — это уже не безвыходное положение, а это именно его выбор. Ему так проще, и так легче.
Мы, конечно, чаще всего от нищих откупаемся. Дадим ему какую-то копеечку, вроде как: «Отстань!» Это тоже меня тревожит. Это не очень хорошо. Но, с другой стороны, нужно пытаться в них разглядеть тех, кому нужно наше слово, наша поддержка, и тех, кто сделал свой нравственный выбор: любым путём напиться — и всё.
А с другой стороны — все они, эти люди, должны находиться в молитвенном кругу настоятеля. Настоятель, когда молится о своих прихожанах и работниках храма, о сослужителях, о правящем архиерее, он и этих людей тоже не должен забывать. Они не зря там почему-то у ворот сидят, и нужно всегда молиться и о них.
По материалам портала priest.today
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: