Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры. Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское чтение об одном из известнейших чудес Господа нашего Иисуса Христа – о хождении Его по водам. О том, как Господь среди бури пришел к своим ученикам, терпящим бедствие в лодке посредине моря Галилейского. И это отрывок мы вновь с вами услышим на следующей неделе.

Это евангельское чтение предваряется некоторым замечанием: о том, что Господь, отпустив народы, уединился на горе, а учеников отправил на другой берег Галилейского моря, чтобы там они Его ожидали. Какое же событие предшествовало тому, что Господь отпустил народы? Из Евангелия от Матфея мы знаем, что это были те самые люди, которые насытились хлебами в пустынном месте. Это тоже одно из известнейших чудес, которое совершил Господь наш Иисус Христос – насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек (при этом женщин и детей не считали, только взрослых мужчин).

Когда Господь проповедовал, за ним ходило множество людей. И когда Он ушел в это пустынное место, за ним пошли тысячи и тысячи. Господь долго проповедовал и апостолы стали беспокоиться, что людей надо заранее отпустить, чтобы они смогли найти себе пропитание. И Господь сказал: «Вы дайте им есть». Апостолы, поискав у себя, нашли только пять малых хлебов и две рыбы. Тогда Господь велел народам возлечь на траве, а ученикам повелел разносить эту пищу людям. Господь преломлял эти пять хлебов и две рыбы, раздавал ученикам, а ученики раздавали народам. И когда после трапезы собрали остатки, то наполнилось двенадцать больших корзин.

Чем примечательно это чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами более пяти тысяч человек? Не тем, что Господь показывает свое всемогущество. Здесь можно выделить несколько очень важных для нашей жизни моментов.

Когда апостолы проявляют заботу о людях, то делают они это только по земному своему размышлению. А Господь печется о каждом человеке, вникая в каждую его нужду, не только в великую, не только в глобальную проблему каждого человека, но видит и самое малое, в чем человек нуждается и в этом принимает участие. Самое обыденное – что человеку есть каждый день – и об этом Господь заботится. И в молитве самой основной, которую Сам Иисус Христос нам дал, велел обращаясь к Небесному Отцу с словами «хлеб наш насущный дай нам на сей день».

Когда апостолы спросили, чем насытить людей, Господь не напрямую явил свое всемогущество, а через людей. Господь желает, чтобы мы друг другу служили, чтобы мы друг о друге заботились. И поэтому апостолам повелел: «Вы дайте им есть!». Тоже самое, братья и сестры, в нашей обыденной жизни сплошь и рядом происходит. К нам обращаются со своими потребностями, нуждами обращаются люди. Нам порой кажется, что эти потребности, эти нужды нас отвлекают от чего-то главного, от чего-то высокого. Но если Бог своим примером показал, что Ему не безразлична самая малая нужда человека, то и мы должны быть не безразличны друг другу. Если Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Вы дайте им есть!», то и на нас лежит ответственность заботы о наших ближних. Чтобы мы, стремясь к высоким целям своей жизни, не забывали, что в малом, земном, мы призваны призваны послужить своим ближним.

Это очень важное для нас замечание. Потому что в этом служении мы можем проявить подлинную, настоящую любовь. Если же сердце наше не откликается на человеческие потребности, если мы отворачиваемся от ближнего, если мы оправдываем свое неучастие в жизни другого человека, тем, что у нас есть более высокие, более важные заботы, то сердце наше черствеет, душа наша становится заскорузлой.

Например, если мы посчитаем, что важнее для нас молитвенное правило, а в доме не прибрано, не помыта посуда или еще что-то не сделано, то сердце наше черствеет оттого, что мы от ближних отворачиваемся, и молитвенное правило мы совершаем с холодностью, и в душе ощущаем пустоту… Вроде бы стремимся к горнему, к лучшему, а получается обратное… В сердце пустота, холод, и молитва кажется уже не молитвой, а просто вычитыванием правил. Как этого избежать? Что нам делать, чтобы наша молитва Богу была подлинной с Ним беседой? Как нам оживить нашу духовную жизнь? А вот через это небезразличие, через участие в жизни других людей. Тогда и это тоже будет наше молитвой, потому что такое служение ближним будет и служением Богу.

Нам порой кажется, мы не можем сделать чего-то великого: не можем накормить всех голодных, не можем утешить всех плачущих, не можем мы силою молитвы совершить исцеление больных. Но ведь мы можем хотя бы посетить их. Да, мы не можем посетить всех больных во всех больницах, всех обездоленных, всех сирот не можем обогреть и утешить. Но мы можем сделать хотя бы малое. У апостолов было всего пять хлебов и две рыбы. И они прекрасно понимали, что более чем на пять тысяч человек этого недостаточно. Но они ведь не отказались раздавать эти крохи людям.

И мы, если не можем утешить всех скорбящих, не можем посетить всех больных, не можем сделать доброе дело для всех сирот, то это вовсе не значит, что мы не можем сделать это хотя бы одному-двум-трем людям. Хотя бы тем, кто рядом с нами, нашим самым близким. Мы это можем сделать. И пусть мы будем делать малое дело. Но если мы начнем это делать, если сдвинемся с мертвой точки, тогда силою Божию эти наши малые дела могут быть умножены, как у апостолов. Каждый из них проходя среди толпы людей нес кому-то одному небольшой кусок. И он наверняка думал: «Я отнесу это только одному человеку. А остальные тысячи?». А об остальных тысячах позаботился Господь.

И получилось так, что двенадцать апостолов раздавая малую часть каждому отдельному человеку, насытили несколько тысяч человек. Если бы они побоялись, то этого не произошло бы. Поэтому и нам нужно отложить всякий страх, не думать: «Кто мы такие, чтобы пойти к скорбящим, чтобы навестить больных, чтобы взять сироту хотя бы на один выходной день и наполнить этот день радостью? Мы не можем сделать великое». Оправдываясь так мы не делаем и малого, того, что можем. И за это нам тоже придется давать ответ в день суда перед Богом. Мы порой не думаем, что если мы чего-то не сделали, это тоже грех. Когда мы готовимся к исповеди, мы оцениваем, переоцениваем, пытаемся осмыслить нашу жизнь, но все время вспоминаем наши дела и слова, но редко задумываемся, чего мы не сделали и не сказали. А стоит задуматься.

Несделанное доброе дело – это наш грех. Несказанное доброе слово – это наш грех. Если мы будем так будем оценивать свою жизнь, тогда совесть наша побудит нас выйти из этой тени смертной, пойти на Свет Божий и делать добрые дела, и говорить добрые слова. Задумаемся сегодня, братья и сестры, о своей жизни, в таком ключе: что мы не сделали, что не сказали, что мы можем сделать и сказать и кому. Оглянемся вокруг себя, посмотрим на своих самых близких людей. Что мы упускаем в своей обычной, семейной жизни? Подумаем об этом. И через это служение, через эти малые добрые дела и добрые слова будем идти к великой цели. Будем верить, что Господь, умноживший в пустыне пять хлебов и напитавший ими и двумя рыбами тысячи людей, и через наши небольшие усилия сотворит чудо. Чудо умножения уже не хлебов, не рыб, а умножение любви в сердцах человеческих.

Аминь. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.