Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Мк. 10, 32–45

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! В эту, 5-ю Неделю честного Великого поста, братья и сестры, Церковь поминает святую Марию Египетскую, которая, как и многие в мире, сначала была грешницей, но, поняв, что такая жизнь ведет ее к духовной пропасти, гибели, покаялась, многие годы монашествовала и освятила и свою душу, и свое тело.

Истинное покаяние, братья и сестры, как видим мы из жизни Марии Египетской и всех святых, это исправление жизни, и еще — не оправдание греха своего и грехов своих, не самооправдание, но признание греха своего, как это ясно показал блудный сын. Он не оправдывал себя за то, что жил так, как жил, когда оставил дом отца своего, дескать, «уговорили меня люди». Нет, он признал свой грех: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15, 21), по закону Божиему и человеческому. Если другой виноват в моем грехе, он и должен каяться. Если я не виноват, у меня нет причины каяться. Но на самом деле я виноват: если кто-то уговаривает и заставляет грешить, если соглашусь, я виноват. Конечно, он провоцировал, искушал, уговаривал, заставлял, но я согласился на уговоры и под давлением. Он может убить меня, но никакими силами не может заставить меня, если я постараюсь и с Божией благодатью, которая всегда с нами, выдержу. Нельзя оправдывать свой грех, это бегство от искреннего покаяния.

С другой стороны, в Святом Евангелии Господь напоминает нам о смирении. Братья Иаков и Иоанн, Его апостолы, просили у Него сделать их первыми, чтобы сидеть им в Его Царстве по левую и по правую руку от Него. А Господь им напоминает: не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 40). А уготовано тем, кто приготовится. Как? Служением Богу и ближним. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мк. 10, 45), и служить до смерти, Своей смерти на кресте. Из Евангелия вы знаете, какой была Его жизнь: как Его преследовали еще ребенком, как преследовали и после, в Назарете и в других местах, сколько унижали. Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? (Ин. 10, 20), — говорили злые люди. А Он все претерпел ради нас и нашего спасения и в конце, на кресте, молился в муках, тогда как люди издевались над Ним: если Ты Сын Божий, сойди с креста (Мф. 27, 40). А Он молится, жалеет их больше Себя и Своих страданий: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).

Вот видите, это именно и есть несчастье греха, когда человек становится рабом, отворачивается от Царствия Небесного, от Бога, от Сына Божиего в Царствии Небесном, идет в противоположном направлении и сам при этом не знает, что делает. Наша любовь к врагу и вот в чем: видя, как тот стремится к пропасти, жалеем его, жалеем его неповторимую личность и молимся Богу, чтобы Он остановил тщеславного. А Бог всемогущ и может все, но не может учинить насилие над тем, кто не хочет спастись, ибо в насилии нет мощи. Бог всемогущ во всем, что добро и свято. Пусть поможет Он нам, чтобы и мы с Его помощью и своим трудом брали пример со святых, со святой Марии Египетской, и, как сказал святой Григорий Богослов, учинили одно добро из двух: или не грешили, или, если совершили грех, сразу же покаялись.

Пусть Господь поможет вам и мне встретиться в Царствии Небесном всем вместе, на той стороне, которую Господь признает Своей.

Благослови вас Бог!

Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

2 апреля 2017 г.

По материалам Православие.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.