Проповедь епископа  Максимилиана на престольном празднике свт.Николая Проповедь епископа Максимилиана на престольном празднике Святителя Николая Чудотворца в храме г.Вихоревка

Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником Святителя Николая – епископа Мир Ликийских , небесного покровителя святаго храма сего и – как уже сложилось за десятилетия – покровителя и града Вихоревки, потому что жители этого града весьма почитают этого святого, обращаются к нему в молитвах о всякой нужде – и великой, и ничтожной – то есть во всякое время.

Но нужно еще понимать, что не только молиться мы должны святому, но и брать  с него пример. А святой Николай может служить примером практически в каждом его земном деянии. Отец Евгений в своей проповеди говорил, что, будучи ребенком, и юношей, и взрослым, и священником, и епископом, он являл собой и в жизни земной, и в жизни небесной образец милосердия, кротости, благодеяния и всех добродетелей.

В чем же мы должны взять пример со Святителя Николая прежде всего? Наверное, в кротости и смирении, потому что люди святые были людьми мудрыми и понимали, насколько сложен  наш мир. Понимали, что диавол в этом мире пытается все испортить, всех друг с другом поссорить, чтобы люди не спасали свои души, но шли в вечную муку. И поэтому настоящий христианин в своей жизни, в своих мыслях и словах должен всегда помнить, что  искушения всегда рядом с ним, и быть очень и очень осторожным.

Нам известно лишь об одном  дерзком, если можно так сказать, поступке Святителя Николая, за который он был даже наказан Собором:  Святитель ударил по щеке Ария за то, что тот называл Сына Божия творением. Но этот поступок был его ревностным шагом по защите чистоты веры, а ни в коем случае не по защите каких-то земных устоев или людей, с пониманием, что все зависит от Господа, а от человека требуется лишь благоволение, как пели ангелы на Рождество Христово: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

Поэтому каждый и нас должен быть осторожен в своих суждениях, в своих словах, понимая, что любое слово наше может быть как в осуждение наше, так и во спасение. Но так получается, что чаще всего слова наши бывают нам в осуждение, потому что есть такие грехи, как многословие, пустословие, сквернословие. Многие наши слова не только нас подвигают к будущим мукам, но и других стоящих с нами людей соблазняют. Казалось бы, просто брошенная фраза – без тени злого умысла – может зародить в другом человеке бурю эмоций, бурю сомнений, если упадет это слово на «благодатную» почву:  когда человек уже давно имеет какие-то сомнения и мысли возмущения в своей душе, то любое наше слово может стать для человека последней каплей для того, чтобы он стал вести себя неадекватно, несмиренно, непослушно.

 А ведь послушание в человеке – самое высокое, наверное, качество, потому что оно сродни смирению: понимая, что все от Бога, человек думает, прежде всего, о спасении своей души и о тех людях, которые вверены  в его  попечение.  Например, если ты отец  семейства, ты обязан думать о своей семье, о своих детях, но никак не обязан думать о мэре своего города, о президенте страны, потому что Господь на тебя этого не возлагал, от тебя в этом плане ничего не зависит. Будь примерным христианином и примерным гражданином – и довольно с тебя, потому что Господь управляет всем остальным. Чаще всего власть-то и бывает плохой, потому что мы ее достойны, не зря народная мудрость гласит, что по нашим достоинствам и власть бывает, которая над нами стоит. Чаще всего деспотов из начальников делают сами подчиненные: находясь в нерадении, в непослушании, в размолвке с начальством, подчиненный ставит начальника в такое положение, что ему ничего другого не остается, как жестоким образом завершать дело, потому что он обладает властью. Конечно, он ответит за каждое свое действие  перед Богом и перед вышестоящим начальством. Тем не менее, в момент действия и принятия решения он властен  совершить  то или иное, что может не понравиться подчиненному. Но по смирению вы должны его принять. И вообще мы слова даже не должны произносить, если не имеем любви к собеседнику или к тому человеку, о ком мы сейчас говорим третьим лицам, иначе это является грехом. Кажется, что мы все знаем: да, он плохой, он грешит, и мы это произносим, а перед Богом это грех – грех осуждения, потому что Господь сказал об этом ясно и просто: «Не судите – не судимы будете». А всякое наше изречение (с тем или иным оттенком) о человеке является  грехом.

Не зря святая Церковь учит разделять человека и его деяния. Человек – это образ Божий, каждого человека мы должны любить, будь он преступник или святой, потому что он образ Божий. А вот с деяниями человека мы можем не соглашаться, если они греховны, если они против Заповедей Божиих, если они против человека. Да, можно сказать: «Такое действие я не одобряю», если, конечно, тебя об этом спросят; потому что  если каждый из нас обо всем станет говорить во всеуслышание, это будет сплошной беспорядок.

Потому-то и возьмем пример со святого Николая как миротворца, как мудрого человека, который понимал, как хрупок мир в Церкви. Самой главной проблемой в Церкви всегда считался раскол, когда единоверцы, часто единоплеменники, начинают друг друга ненавидеть за какие-то разные мнения о том или ином событии, человеке. Возникает разделение тем самым мы раздираем хитон Господень, тем самым согрешаем.

Поэтому будем  аккуратны, будем внимательны, будем доверять своему начальству. Со своей стороны все, что потребуется, мы должны сделать: и молитвенно, и физически, делом, и где-то пожертвованием. Ведь всегда позитивный настрой – это признак хорошего духа внутри человека. Если человек радостен, полон сил, если он полон желания трудиться на ниве Христовой, то ясно, что в таком человек Дух Святой. Человек недовольный, человек нервный, человек осуждающий, даже если он каждый день в церкви находится, к сожалению, не имеет в себе Духа Святаго, потому что от избытка сердца глаголют наши уста. Если из нас исходят различные слова осуждения, значит, этим наполнено наше сердце. Давайте же будем очищать наши сердца, думать о каждом произнесенном вслух слове, всегда будем осторожны, не будем раскачивать основы нашей Церкви и нашего общества, и каждый из нас спасется соблюдением тех Заповедей, о которых возвещает Евангелие: «Блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны алчущие правды».

Да благословит вас всех Господь на исполнение всего, о чем здесь было сказано сегодня! Аминь.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.