Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с днем Святаго Духа!

Дух Святый – третья ипостась Святыя Троицы. Богословие Троицы неисследимо, непонятно для человека.

В день Пятидесятницы Троица явилась людям во всей своей полноте. Дух Святый пришел по обетованию, то есть по обещанию от Иисуса Христа, чтобы здесь, на земле, руководить Церковью Христовой: все люди, которых объединила Церковь Христова, просвещены прежде Духом Святым. И никакой человек не сможет называться христианином, если его сердца и души не коснулся Дух Святый. Тот, кто просто верит во Христа и молится, еще не настоящий христианин, потому что христианином можно стать только через соединение с Божеством. Для того и пришел Дух Святый в этот мир.

Дух Святый просвещает нас;  Дух Святый утверждает нас на всякое доброе дело; Дух Святый подсказывает нам, что есть добро, а что есть зло. Он, по сути, есть и наша совесть – глас Господень в нашем сердце, когда мы творим недоброе.

Дух Святый – собиратель Церкви. Сегодня в Евангелии мы слышали слова: «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф, 18; 20). Несомненно, Дух Святый – объединитель Церкви, и, по сути, те люди, которые вместе и в духе, это и есть Церковь, это и есть христиане. Как ошибочно бывает мнение людей, которые говорят: «Мне Церковь не нужна, потому что там такие же люди, как и я, грешные: батюшки не святые, часто, бывают, согрешают, живут не по-христиански. И люди, которые в Церкви помогают, тоже далеки от идеала святости – зачем я буду к ним ходить туда? Лучше я сам напрямую буду общаться с Богом в своем доме, в своей молитве».  И это есть великое заблуждение, потому что так человек никогда не спасется. Он не будет просвещен Благодатью Духа Святаго; не будет принимать в себя Тело и Кровь Христовы; не будет участником других святых Таинств Церкви. Вся жизнь его пройдет в прелести, то есть в обмане, в самообмане.

Очень важно, что, находясь в Церкви, мы познаем еще и свою немощь, и свои грехи. Всегда легко считать себя праведным человеком, когда ты не касаешься никого и тебя никто не касается; когда ты смотришь на другого человека и думаешь: «А я ведь не хуже него, а может, даже и лучше. Вот в таком настроении часто живет человек, но эта жизнь построена на заблуждении. Нужно приходить в Церковь и ставить для себя высокую планку евангельского жития, читая Священное Писание, которое также, кстати, познается посредством Духа Святаго: когда мы читаем Евангелие, лишь только Дух Святой открывает нам истину, которая в нем находится. Находясь дома, христианин не может познать свою немощь. И евангельская «планка», о которой мы читали в Евангелии, нужна нам, чтобы непременно в жизни исполнить все написанное. Слова, которые написаны для людей, живших более двух тысяч лет назад, на самом деле обращены к каждому из нас. Читая Евангелие, нужно живо представлять себя на месте тех учеников и слушателей Иисуса Христа. И когда мы стараемся исполнить услышанное, начинаем чувствовать и понимать, насколько непросто назвать себя праведным человеком; насколько непросто сказать, что ты «лучше соседа», потому что когда мы живем по Заповедям Блаженства и пытаемся быть милостивыми, милосердными, искать правды Божией, принимать поношения ради имени Господня, тогда мы видим, что далеко не всегда  можем быть смиренными, спокойными и праведными  людьми, только сокрушаемся: откуда что берется. Такие грехи, такие проявления гордыни мы в себе видим! А сюда, в Церковь, мы все приходим как в лечебницу, и Дух Святый врачует нас; врачует все наши глубокие и скрытые немощи, вскрывает все гнойники нашей души – для того, чтобы не ушли мы в Вечность с этими страстями, с глубинными нашими грехами. Чтобы мы, как камушки на берегу, стали гладенькими, чтобы все наши острые углы стесались, чтобы мы действительно становились прекрасными, становились учениками Господа нашего Иисуса Христа, готовыми для Жизни Вечной в Царствии Божием. Вот для чего нужна Церковь.

Слова «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф, 18; 20) как раз свидетельствуют о том, что создана Церковь.  Когда Господь произносил эти слова, Церкви как таковой еще не было, не было просвещенных учеников, не было Благодати среди христиан, а был только Господь, который говорил о делах будущих, говорил пророчески, говорил настолько, насколько человек тот мог в себя вместить. Мы же, христиане, после двух лет существования Церкви, знаем очень многое: все пути в Царство Божие описаны, все они уже пройдены подвижниками Божиими. Нам же нужно попытаться , по словам преподобного Серафима, «иметь только решимость, чтобы жить по – христиански». Ведь все уже известно, все за нас сделал Господь: искупил род человеческий, и Духа послал, Который создал Церковь – все у нас есть. Только наша леность, только наше нерадение, только наша дремучесть, которая не может отличить белое от черного, не дают нам встать на этот путь полноценно.

С настоящей радостью пойти этим путем, не скорбеть, не охать о том, как тяжело идти в Церковь, а находить здесь неисчерпаемые силы, радость, Дух и Благодать – все это вместе и является настоящим земным счастьем. Поэтому желаю всем вам пребывать в Церкви Святой, и чтобы Дух Божий каждого из нас просвещал, укреплял, наставлял и всех нас объединял.

Да благословит вас Господь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.