Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем, с приходским праздником – рукоположением диакона Сергия во пресвитеры!

Действительно, когда на приходе совершается такое событие, мы все испытываем радость, восхищение, что Господь призрел на наши труды и дает нам возможность расти и развиваться дальше. Да, Господь принял наши труды. И все, что совершается в этом храме, достойно уважения и благодарности: достаточно быстрыми темпами строится храм, несмотря на трудные условия, в чем огромная заслуга настоятеля и его помощников.

Но, радуясь сделанному, поговорить сегодня с вами хочется о том, как часто бывает, что мы в определенные моменты нашей духовной жизни начинаем испытывать некоторое охлаждение духовное.

Конечно, любой процесс возрастания (и телесного, и духовного) проходит определенные этапы, начальным из которых является детство. В духовности период детства именуется неофитством. Тогда человек приходит в храм по своей яркой вере, и Господь принимает его, как младенчика, защищает от всех немощей, от всех поползновений греховных. И он живет в восхищении и готов оставить все телесное, все земное, лишь бы служить Богу.

Но часто проходит несколько лет: три, пять, семь – и человек уже не чувствует в жизни той легкости, какая была ранее, и это заставляет его задуматься: что же произошло? Да, законы природы, Законы Божии непреложны, неизменны. Действительно, если есть детство, то неизбежно наступает когда-то и взросление, когда требуется работа собственного сознания, плоды собственных трудов. И каждый человек когда-то вступает в такой период. Но, с другой стороны, нельзя оправдывать свое охлаждение только тем, что мы прошли период неофитства и что нам раньше Господь помогал, а теперь нет – хочет, чтобы мы сами уже потрудились. На самом деле все не так просто.

Сегодня при чтении Апостола было сказано: «Не прикасайтесь ни к чему нечистому». Порой нам кажется, что нужно жить не по-фарисейски, можно уже не соблюдать мельчайшие церковные установления. На самом деле за такими мыслями в нас активно работает лукавый, высаживая в сад нашей души обработанные им плевелы и отягощая нашу жизнь. Вот мы что-то не то посмотрели, не то послушали, не в том поучаствовали – а, по сути, уже навредили своему саду духовному. Мы с таким трудом насаждали в нем цветы для Господа – неужели же теперь собственной рукой забросим сюда семена чертополоха, чтобы все это потеряло силу, чтобы погибли цветы нашего духовного сада? Конечно же, нет, если будем это знать, понимать и чаще об этом думать.

Что несет в себе жизнь суетная, мирская? Здесь нужно четко разделять: что я должен сделать, а чего мне делать не стоит. Все, что связано с нашим трудом, с нашей работой, с нашим служением ближнему – в каких бы условиях и в каком бы коллективе это ни происходило – мы все это делать должны. Но если мы расслабляемся и берем пример с людей, не живущих духовно, то приносим огромный вред своей душе, каким бы невинным ,на первый взгляд, ни казалось наше занятие: посмотреть тот или иной сериал, пропустить где-то молитву, сославшись на усталость или недомогание, – все это постепенно приводит человека к плачевному состоянию. И, к сожалению, уже не будет второго неофитства, чтобы Господь снова все взял на себя, переменил и подарил нам хотя бы несколько лет той блаженной жизни, какую имели в самом начале. Поэтому нам и нужно душу свою беречь изо всех сил, понимая, какая борьба, какая война идет сейчас за наше сердце, за нашу душу. И каждое наше поражение отодвигает нас все дальше и дальше от Господа. Человек без Бога немощен, ему не хватает сил идти вперед. Поэтому нужно чаще думать: хочу ли я погубить свой духовный сад или нет, занимаясь делами, отдаляющими от духа и порабощающими суете и миру.

Даже душевность отдаляет от духовности. Наверное, каждый человек, который находился когда-либо на высоте духа, это чувствовал. Христиане находятся в таком состоянии в преддверии Пасхи, когда пройден Великий Пост, когда позади Страстная Седмица и в сердце – радость Пасхи. Тогда ясно ощущаешь этот контраст. Если прийти домой после Пасхальной службы и посмотреть фильм о земной любви или дружбе – хороший, светлый, не пошлый, то даже тогда чувствуется, насколько эти добродетели ниже, чем духовность. И, по сути, даже этим безобидным просмотром мы нарушили духовную гармонию внутри себя.

Нам ясно нужно различать, что есть фарисейство, когда человек за малым не видит главного. Не то, что человек выполняет все обязанности церковные и соблюдает все Церковные Заповеди, а именно то, когда он этими мельчайшими правилами заменяет главное – молитву, любовь, милосердие. Когда этих добродетелей в человеке нет, а он следит только за формальным исполнением правил, он действительно фарисей. Но если мы благодарим Бога за Его Заповеди, если благодарим Церковь за ее уставы, слушаемся, движемся вперед и не теряем любви, не теряем главной цели в жизни, не унываем – мы не фарисеи. Унынием называется та страсть, когда человек теряет Господа из вида и от этого теряет смысл жизни, и ему становится грустно, тоскливо, одиноко, но часто человек этого не осознает. Слава Богу, у нас есть возможность возвращаться на путь истинный через покаяние, через осознание своих грехов, через деятельное доказательство, что мы хотим изжить свой грех через дела покаяния – это действительно большая радость. Иначе, наверное, никто бы не спасся.

В чем же проявляется это осознание? Кто-то 20 лет назад пришел в Церковь, кто-то – 10, кто-то совсем недавно. Все мы разные, но все мы братья и сестры во Христе, мы от одной Чаши причащаемся и единым духом дышим, к одному стремимся. Если мы только приходим в храм и уходим после службы, это говорит о том, что мы не воспринимаем Церковь как общину. Пришла мысль о том, что даже устройство наших храмов не способствует, с одной стороны, общинной жизни: человек входит в ворота храма, идет по аллее и входит в двери. А в восточных странах: на Кипре, в Греции, в Израиле – все устроено по-другому. Там нужно сначала войти в ограду церковную, некоторое время пройти через двор. Может быть, вход в эту ограду будет даже не с западной, а с северной стороны. Приходишь к атриуму, который разделяет храм и трапезную или церковный дом. И все это находится в одном комплексе и на одном уровне. Человек понимает, что здесь его настоящий дом, его настоящая семья. А у нас, к сожалению, получается, что у каждого прямая одинокая дорога в храм. И таким же прямым путем мы убегаем, даже не видя, что, может быть, у нас в церкви есть и какие здесь люди.

Сейчас я получил новую отчетность из Патриархии. Мы призваны уже убрать красивые слова о своих делах в течение года и показать наконец факты. Прилагаются таблицы, которые говорят: «Каждый священник (и благочинный тоже) для благополучного функционирования прихода должен иметь помощников». То есть не священник должен существовать в четырех ипостасях, а иметь четырех помощников, которые будут заниматься миссионерской деятельностью, образовательной, социальной и молодежной – вот четыре направления, которые регламентируют для нас Синод и Святейший Патриарх, потому что они понимают, что сейчас главная задача в Церкви – это собрать людей, прийти к людям, чтобы дать им то, чего им не хватает, – это понимание Бога и понимание Церкви.

И самой главной нашей задачей сейчас будет, может быть, даже, не строительство храмов, а то, чтобы те храмы, которые уже есть, наполнить и людьми, и делами. Призываю вас осознать то, что сейчас необходимо и что Соборная Церковь сейчас нам дает для исполнения. То же, что дает Синод и Собор, как говорилось в древности, «изволися Святому Духу и нам», то есть все от Бога. Это значит, что именно то, что говорит сейчас Церковь, главное и для нас. Поэтому давайте будем увеличивать наши общины и идти к людям. Ведь так бывает, что протестанты гораздо активнее живут между собою, гораздо активнее изучают Священное Писание. А что не дает это же делать нам? Неужели мы живем только обрядностью? Тем, что нужно только прийти, помолиться перед иконой, поставить свечку и уйти? И больше ничего? Это же очень обедняет нашу веру, нашу Церковь. Совсем не так жили апостолы. Апостолы сразу общинностью жили. Вы же помните, что люди, приходящие в Церковь, приносили к ногам апостолов все свое имущество и вступали в эту общину. Они не были монахами. Они просто жили вместе ради Христа, ради спасения своей души. Поэтому когда мы сейчас думаем: «Вот это – я, а вот это – Батюшка, это моя семья, это Церковь», то мы поступаем не совсем верно. Мы должны всегда помнить, что мы и есть единая Церковь.

Вновь и вновь поздравляю вас с воскресным днем , с радостью приходской! Желаю всем радости, желаю общинности, чтобы все ваши дела и проекты церковные были действительно полноценными, были общественно значимыми, чтобы Церковь была неотъемлемой частью нашей русской жизни, чтобы она не была на обочине жизни. Нужно нести людям то, чем они живут сейчас, в преломлении христианства. То есть нужно одухотворять то, что людям сейчас важно, словом, своим участием, опытом.

Желаю вам Божия благословения и сил на все труды. С праздником!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.