Родительские субботы в Великий пост – возможность помолиться за всех ушедших родных, близких, сродников по плоти и братьев и сестер во Христе. Удивительная служба, где незримо можешь поблагодарить души тех, благодаря которым живешь ты – целую череду предков, уходящих в прошлое к Адаму и Еве, и помолиться Господу о упокоении их душ. А они невидимо рядом, смотрят на нас, слушают нас. И спорный вопрос, который из двух миров более реален. Когда-то и мы станем перед теми, о ком молимся сейчас,  лицом к лицу (или как тогда это будет называться?)

На проповеди после Литургии в соборе Рождества Христова протоиерей Андрей Чесноков еще раз напомнил собравшимся, как важно молиться друг за друга, обратив внимание на то, что молитва для усопших важна не меньше, чем для живущих: «ибо много может молитва праведного, поспешествуема» (Иак. 5; 16).

Батюшка очень точно определил, что молитва «не какое-то автоматическое действие, которое уже за одно написание в бумажку имени принесет облегчение усопшему и что как только священник вынет за него частичку в алтаре – Господь автоматически подарит ему Царствие Небесное». Действительно, очень часто мы придаем огромное значение внешним действиям, считая их самодостаточными: записка, поставленная свечка (и, не дай Бог, не «вовремя» или через левое плечо)! Когда читаю: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притчи, 23; 26), часто вспоминаю жертвы Каина и Авеля. Что принесла? – только сверху видно. И тем, кто здесь сейчас на службе, присутствует незримо.

Отец Андрей как будто тоже видит и отвечает мне: «Все зависит от нашего состояния. Если мы в греховном состоянии, в душевном раздрае, будем возносить молитвы, высоко эти молитвы не поднимутся», призывает делаться праведной, каяться, исправляться, чтобы и молитва стала молитвой праведника, а не Каина.

Батюшка, продолжая проповедь, все больше раздвигает в моем понимании горизонты незримого мира: «Мы ведь можем молиться не только за своих сродников, но и за тех людей, кто привел или укрепил нас в вере, не дожив до этого дня: за своих крестных, духовных наставников или даже за тех, кого мы лично не знали», но их духовные труды или пример их жизни оказали на нас огромное влияние.

И снова обжигает стыдом: именно сегодня не вспомнила, не записала поминать  Митрополита Сурожского Антония, а ведь всегда была уверена, что очень его люблю! Очень короткая у меня память. Или любовь ущербная. Не вырастила еще свою любовь. Прости, батюшка Антоний! Помяни, Господи, раба Твоего Митрополита Антония во Царствии Твоем и сопричти его овцам избранного Твоего стада…

Отец Андрей рассказывает, что у нас в Братской епархии владыка Максимилиан благословил молиться о тех, кто прожил благочестивую и праведную жизнь, но еще не канонизирован – это епископ Иннокентий (Нерунович) и игумен Гермоген (Киренский). Батюшка напомнил прихожанам факты биографий (может быть, и житий) этих сибирских подвижников, молитвами которых устроялся наш сибирский край, призвав молиться о них. И, возможно, когда-то и они будут ходатайствовать о нас в молитвах пред Престолом Божиим.

И сердце отозвалось на его слова, снова в благоговейном восторге «преклоняя колена» (2-я кн.Паралипоменон 33) перед величием и необъятностью Церкви земной и Небесной. А отец Андрей продолжал: «Так и будет у нас единство Церкви – Небесной и земной. Единство Церкви воинствующей, борющейся здесь со страстями и грехами, и Церкви, уже торжествующей на Небесах».

И снова пронзила мысль о реальности присутствия здесь тысячи тысяч душ Церкви Небесной, которые были рядом, молились с нами и смотрели на нас. И когда-то мы увидимся. Лицом к лицу. Или как это будет – Там?

Возвращаясь в реальность мира после службы и проходя мимо длинного-длинного кануна, полного принесенных пожертвований, радовалась: «Это – о вас! Вы видите и знаете, что мы вас помним, любим».

… У ворот храма, по обыкновению, нас встречали братья наши страждущие. Двое. Полезшая было в карман за копеечкой рука замерла: на выпить – не дам!

Сделала пару шагов от них в сторону дома и вдруг пронзило: Господь привел их сюда сегодня и для того тоже, чтобы показать мне – меня. Обернувшись, встретилась глазами с одним из тихо ожидающих внимания от меня, типа христианки, прошедшей мимо. Его глазами на меня смотрела моя душа – наверное, в подобном образе видели ее те, кто молился с нами на службе невидимо, оттуда – сверху…

Прихожанка собора Рождества Христова города Братска

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.