Привычно урчит вертолет. Группа миссионеров  под руководством Владыки снова в пути. Нас 13: епископ Братский и Усть – Илимский Максимилиан, протоиерей Георгий Янков и диакон Иоанн Далматов  из Новой Игирмы, иерей Олег Зырянов из Усть – Кута, верный помощник Владыки Сергей Африкантович Осипов, иподиакон Геннадий Бутолин, оператор Игорь Силивончик, плотник Степан Дукачев, иркутяне Юрий Ступин, Павел Адаменко, Сергей Уколов, матушка Марина Филиппова и я, Инна Маковская.  Маршрут:  «Токма – Ербогачен».  До Токмы вертолетом вместе. Там высаживается группа из шести человек во главе с Владыкой. Их задача – сплавиться на катамаране, специально собранном для миссионерских поездок: Токма, Бур, Ика, Непа. Беседовать с населением, служить, крестить, причащать. Сплав рискованный: здесь еще не ступала нога миссионеров, а тем пачеархиерея. Мелководье, пожары кругом. Но главная цель -Владыке нужно встретиться со своей паствой лично, несмотря на трудности и опасности.  Из-за опасностей пути женщин с собой не берут, поэтому об этих  600 км поездки, к глубокому сожалению, не могу написать подробно – расскажу лишь о том, что видела или слышала – и то с большой долей субъективных впечатлений. Женский взгляд, поверхностный и эмоциональный…

Мы – оставшиеся семь человек – приземляемся в Непе. За 10 дней до прихода первой группы нам предстоит переделать  здание отданной администрацией старой библиотеки под молитвенный дом  в честь святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутского: когда-то храм в его честь наполнял село духовным светом.

С тех пор утекло много дней и лет. О существовании храма уже мало кто помнит. По моим ощущениям, люди живут здесь осторожно, изолированно, словно боясь друг друга. Смотрят недоверчиво, нечасто отвечают на приветствие: регулярные посещения сектантов сделали свое дело – на контакт и общение выходить уже никому не хочется. Калитки заперты, малолюдно. На наши улыбки незнакомые прохожие отвечают взглядом исподлобья и спешат поскорее миновать нас по пути.

– Душа, откройся!

– Нетушки!.. Как бы чего не вышло!..

Зато нас встретил и гостеприимно разместил в зданиях администрации и детского сада сам глава администрации Александр Викторович Сизых. Женщинам  достались  даже кровати. Мужчины привычно устроились на полу в спальниках.

Добрые соседки Любовь и Людмила принесли нам картошку, соленья – варенья, Анечка – капустки, а Александр Викторович  с отцом Олегом за ночь наловили рыбы на весь рабочий период.  Также Александр Викторович  оказался отличным руководителем и отзывчивым помощником: во всем необходимом оказывал нам полное содействие.

С раннего утра наша «строительная» бригада приступает к работе. Сергей Африкантович готов трудиться уже с 6 утра, но в этом случае мы не можем даже перед работой накормить их завтраком: электричество включают и выключают в селе по часам, и даже чайник можно согреть не раньше 7 утра. Затопить печку – нет дров, да и жарко. «Ничего, потом на завтрак придем!» – улыбаются мужчины.

За работу взялись так, что, казалось, вокруг все пело от энтузиазма. Не только на завтрак – к обеду не дозовешься:  все что-то ворочают, переносят, разбирают – собирают…

Внимательно осмотрели отданный дом, оценили состояние стен, окон, пола… Дряхленький домишко, нечего сказать! Окна и стены покосились, укреплять основание дома пришлось с помощью трактора, окопав здание со всех сторон. Но самая главная печаль – брус: от старости и сырости он не только прогнил, но, изъеденный какими-то жучками, превратился в труху. Тронешь твердое на вид бревнышко пальцем – а оно рассыпается на глазах пылью…

Так в безнадежной схватке с безжалостным временем наши мужчины – строители провели три дня. Местное население первое время безо всякого вдохновения наблюдало со стороны за этими строительными мучениями, а помогать пришел лишь один молодой парень, Серега, вместе с трактором (по разрешению руководителя администрации, конечно). Александр Викторович как раз, словно добрый волшебник, на любую нужду строителей тут же откликался и предоставлял все нужное.

Приуныла наша неунывающая братия. Скоро уж и Владыка прибудет, а у нас с каждым днем все грустнее и грустнее. Бывший дом зияет пустыми глазницами выставленных окон, задняя стена рассыпалась в труху, среди которой деловито дожевывают остатки всего деревянного многочисленные орды неистребимых жучков. При взгляде со стороны невольно вздрагиваешь: скелет дома, останки, не жилец на свете белом.

Господи, нельзя такое место – для Тебя! Всегда всем миром собирали в народе от скудости своей последнее, но – на лучшее для Тебя! Много лет утекло. Много «жучков» погрызло в труху наши сердца и мозги: «На Тебе, Боже, что нам негоже». Страшно! Как жить будем?..

Сгорбившийся и осунувшийся от внутренней печали Африкантыч бродит по селу в поисках бруса, пока остальные с отчаянным упорством все разгребают и прилаживают что-то на останках дома, уже не могущего воскреснуть для храма. Все какие-то потухшие, молчаливые… «Святителю отче Иннокентие, помоги!» Недалеко от магазина Сергей Африкантович замечает аккуратно сложенный брус, принадлежащий одному из селян, Сергею Ивановичу Юрьеву.

– Сергей, брус нужен очень. Продай на храм, а?

– Да я и сам давно за вами наблюдаю. Дом – то свое отжил – никаким брусом уже не поможешь. Проще новый поставить. А брус… Баню построить жене обещал. Давно уже обновить надо. Как ни привезу – все куда-то по другим нуждам расходится.

Сергей – человек в селе уважаемый. Был депутатом, сейчас работает начальником  участка Непского муниципального образования «Энергосбыт».

И вдруг Сергей неожиданно продолжает:

– Нет, брус дать не могу, да и не хватит  его здесь для всего объема работ. Есть у меня другой домик, поменьше. Его бы вам отдал. Только с хозяйкой своей переговорить надо, с семьей. Заходи попозже!

Всю эту историю бледный и взволнованный Африкантович рассказывает нам уже позже, когда в половине шестого вечера добирается, наконец, пообедать. Мы с братиями уже совсем его потеряли к этому времени. Какой там обед! Что ешь, что пьешь – никто не помнит, у всех в мыслях одно: «Господи, молитвами святителя Иннокентия помоги! Умягчи сердца благодетелей наших, дай им крепости и любви, чтобы не пожалели они свой домик для Бога, на храм!».

Через час провожаем Сергея Африкантовича на встречу, как на войну, не прекращая мысленно молиться.

Долго ли, коротко ли, – и он снова на нашем пороге. Глаза сияют. Спасибо Тебе, Господи! Отдали  домик под Твой новых храм! Слава Тебе, Господи! Спаси, Господи, рабов Твоих Сергия и Татиану, всех их детей и сродников по плоти!

А местное население любопытствует: «За сколько вам Серега дом продал? Бесплатно? Да не может быть! Какая ему от этого выгода?».

А никакой. Просто, говорит, ходил возле бывшего здания клуба, наблюдал за бесполезными стараниями наших строителей – и  захотелось помочь. А для Бога никакого подарка не жалко.

Дивны дела Твоя, Господи!

Новый домик небольшой, но крепкий, чистенький, добротный, с печкой и прочными  крылечком и полами.

А наши мужчины – строители прямо светятся изнутри. И раньше к обеду не дозовешься, а теперь и вообще пропали: водичку с собой возьмут – и в работе силы черпают. Приходят обессиленные, искусанные мошкой и комарами, употевшие, перемазанные краской разных оттенков и морилкой, а глаза сияют. Чуть перекусят – и бегом в храм.

 Степан оказался отличным плотником, иподиакон Геннадий прекрасно справлялся с малярными работами, а наш видеооператор Игорь Силивончик «стал для всех всем» и под руководством Сергея Африкантовича без отдыха переделал все виды требующихся работ, убегая после ужина топить для всех нас баньку все к тому же Сергею – трактористу. Вот они, творческие люди – в любом деле сильны!

Да и местные мужички нам поверили, помягчели, понесли инструменты – для села же строим, для всех, никто своей выгоды не ищет, все вместе. 

Отец Олег Зырянов параллельно с работами в храме вел беседы с желающими креститься. Просвещение селян пошло … через магазин. Мы с матушкой Мариной, безбородые и в юбках, заглядывая за продуктами, видимо, никого не пугали, поэтому через какое-то время нам стали задавать вопросы, рассказывать о семейных трудностях, знакомить с детьми и членами семей, а продавец магазина Галина сердобольно угощала нас свежеиспеченным хлебушком. «Для батюшки!» – тихонько приговаривала она, передавая нам очередные булки белого. В Непе хлеб пекут сами, так как местная пекарня работает на минимальных объемах, а привозной (Ангарский!) бывает нечасто: когда лодки приходят, и только замороженный. Вот как-то посетовали мы вслух в магазине на недостаток хлеба и на то, что у батюшки от черного желудок болит, а работы много – и с тех пор продавщица Галина как стряпает – так и нам с братией хлебушка присылает. Тоже Господь семью ее отметил: сын, Алексей, сорока лет, да с детства болеет: большой и добрый ребенок, несмотря на возраст. Принесет хлебушек, постучится, отдает и улыбается застенчиво: «Мама передала. Для батюшки…». Крестил их на днях отец Олег.

За считанные дни готовы Царские врата, иконостас, жертвенник, на который матушка Марина вручную подшивала облачение. Иконы –копии иконостаса Рождественского Собора города Братска – сделаны на самоклеящейся основе. Ювелирная работа! По миллиметру убирают самоклейку, бережно разглаживают – чтобы ни одной морщинки! Иконы же!

Еще до окончания всех работ служили первую службу: воскресенье, и «всякое дыхание да хвалит Господа». Еще и не все иконы на местах, но Бог рядом и в сердце – служили! Десять причастников! Удивляются: «Надо же, какой в селе храм появился! И так быстро! И все это нам? И бесплатно?». Тихие все такие, светлые, новые – как храм. Прямо в храм – с гостинцами: «А мы вам капустки принесли, овощей, варенья – вон сколько вам народа кормить надо!». И вечером в гости наведывались уже – о жизни поговорить…

Осталось совсем немного. «Какие – то сутки – и к приезду Владыки с Божией помощью все успеется!» – рассуждаем мы, доедая ужин.

 

И вдруг видим идущего по двору и направляющегося в сторону нашей открытой двери … Владыку! Российские сериалы отдыхают, когда сценарий пишет сама жизнь!

Мы, конечно же, рады! Владыка и братия после трудного пути, на котором они оказались первопроходцами, живы – здоровы, теперь мы все вместе. Господи, но чем же их сейчас кормить?! Мы же только что съели весь ужин! А они с дороги -наверное, усталые, голодные, 10 дней рыбой по пути питавшиеся – что там еще больше можно на реке найти?..

Так быстро, как в этот вечер, мы еще ни разу не готовили ужин. Но это мы такие, тетки, даже церковные, – все в нас Марфа жива, все мысли о хлебе насущном. А Владыка тем временем  в храм пошел: посмотреть, что за дом новый дали, что получилось. «Благую часть избрал!»

Спали ли в эту ночь наши строители – созидатели, никто не спрашивал, но на следующий день в новорожденном храме во имя святителя Иннокентия (Кульчицкого) была первая архиерейская служба. Все иконы на месте. Иконостас поражает своим великолепием, и весь храм как небо: вошел – и попал в другую реальность… Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!

Прихожане – праздничные, благоговейно тихие, по-детски удивленные. Здесь и руководитель администрации Александр Викторович, и все работники. Все уже близкие, какие – то родные. Интересное место – храм: за его стенами мы живем своими семьями, группами, встречаемся мимоходом, спорим, иногда даже ссоримся, многих недостает сил любить…  А тут, в храме, да еще после Литургии, все как одна семья, все вместились в твое сердце, и каждый – такой дорогой, такой важный, по-настоящему твой ближний… Маленькое чудо Божие. Или большое? 

«Мы пришли дать вам храм, – обращается к селянам Владыка в своей проповеди. – Когда – то в вашем селе стоял храм во имя святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутского, и храм этот был духовным светильником для вашего села, для ваших предков. С Божиим благословением они жили дружно, стабильно, радостно, помогая друг другу. И все у них спорилось, и все ладилось, и радость в их сердцах была, потому что жили они с Богом. Ведь ничто земное не может дать человеку той полноты жизни и радости, которую дает Бог. И если вы, как ваши предки, будете беречь ваш храм, собираться здесь в воскресный день для общей молитвы, то увидите, как изменится к лучшему ваша жизнь: как уйдут ссоры, распри, нелюбовь, нестроения разные. Пусть этот храм еще не так благолепен, как тот, который был раньше, но он – дом Божий. Здесь можно, вознося молитвы, говорить с Богом, можно служить Литургию – а что может быть важнее для христианина? А потом, может быть, вы уже возрастете до такой меры, что захотите построить настоящий, большой храм в вашем селе – если у вас возникнет такое желание и потребность. Ведь всегда на Руси храмы ставились всем миром – от огромной любви и желания тех, кто жил в этих местах и любил Бога. Пока в вашем селе нет постоянного батюшки. И это тоже зависит от вас. Вот отец Олег – ответственный за эту территорию. Звоните ему, зовите – если у вас будет потребность, батюшка никогда не откажет, приедет, отзовется на вашу нужду.  А не будет потребности, не будете звать, не будете дорожить своим храмом и службой – конечно, и батюшка станет приезжать к вам редко: у него дел много, многие зовут и приглашают. Все теперь зависит от вас».

Уплываем  на небольшом перегруженном катамаране и долго машем рукой провожающим нас Алексею Викторовичу и Сергею Ивановичу, которые не только перевезли весь наш скарб на машинах, но молча и деловито помогали его перегрузить на катамаран.

А мини – строительная группа под руководством неутомимого Сергея Африкантовича еще затемно вышла на моторной лодке в Преображенку – там ожидает своего рождения следующий домовой храм.  Хозяин лодки местный,  непский: за время стройки познакомились, сроднились – жители села любыми инструментами делились, да и теперь не оставили своей помощью.

(Уже осень. Созваниваемся. Татьяна Михайловна Юрьева – жена Сергея Ивановича – теперь совмещает с работой в «Энергосбыте» служение в храме: открывает, раздает свечи для пришедших помолиться, поддерживает порядок. Приходят непчане в храм, да и батюшку ждут, зовут. Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!)

 А как же группа под руководством Владыки? Без приключений и у них не обошлось! И хотя этот путь мы не разделили с ними, но не было дня, когда бы не думали и не молились о них, не ждали с нетерпением: а вдруг позвонят батюшке, дадут о себе знать, как там они.

По рассказам очевидцев – спутников Владыки, сначала в группе распределили обязанности.  Трое (Владыка Максимилиан, протоиерей Георгий Янков и диакон Иоанн Далматов) будут заниматься просвещением населения, трое других (Юрий Ступин, Павел Адаменко и Сергей Уколов)  начнут  собирать катамаран и готовить его к отплытию:  впереди 600 км незнакомой реки.

Когда ворчащий вертолет уносил нас в поселок Непа, Владыка и наши миссионеры уже приступили к своему служению: знакомились с жителями села Токма, обошли каждый дом. Для остановок в небольших поселках на реке Непа выбрали такой план пребывания: день – знакомство с жителями, встреча в клубе с Владыкой, Крещение, следующее утро –  обедница с Причастием. Очень гостеприимно встретила миссионеров Токма, радушные и сердечные люди здесь живут!

Ребята рассказывали, что Токма чем – то напомнила им Венецию: в деревне всего одна длинная улица вдоль реки, и от каждого дома идет свой спуск к реке, к лодке – у каждого своя лодочка, здесь без нее никак. Еще больше образ Венеции навевали самодельные длинные лодки: берутся две лодки – Казанки, у одной нос отрезается – и так, без носа, она с другой лодкой соединяется. Чем не гондола? Представила  в воображении такой лодочный таксопарк – красота, наверное! Синяя лента реки, высокая голубизна неба, свежая зелень леса, деревянные ажурные домики (почему – то такими представились, в деревянных кружевах), светлый песочек плеса и – разноцветная стая лодочек: длинных и маленьких, синих, красных, зеленых – дремлют, уткнувшись носами в песок, дожидаются хозяев: когда в путь?

Как раз где – то на берегу,  Юра с Пашей и Сергием собирали катамаран. Мы были о нем наслышаны: иркутяне планировали и изобретали свое чудо техники весь год: чертили, подбирали материалы, спорили, старались сделать как можно лучше: чтоб и легкий, и функциональный, и разбирался – собирался  чтоб хорошо и быстро. Юра за него, как за ребенка малого, волновался. Из вертолета выгружали какие-то синие деревянные ящики, длинные стальные палки… (Прости, Юра, женский взгляд: и слов – то правильных не знаю!) Улетали с плохо скрываемым любопытством: и что же из всего этого получится? Еще и с собой одну синюю детальку увезли – недосмотрели при выгрузке!

Наверное, с не меньшим любопытством жители Токмы  готовились увидеть катамаран во всей его красе. Наши вспоминали, что вся деревня собралась  на это чудо посмотреть, терпеливо на лавочке ожидали, когда из ничего возникнет синий кораблик и гордо выплывет в воды Токминской «Венеции».

И выплыл! На удивление токмичам: огромные резиновые баллоны ярко – красного цвета в основании каждого борта, палуба, борта из синих ящиков, одновременно вместительных и красивых, наверху (на случай дождя) темно – синий тент. На палубе идеальные чистота и порядок: при виде Юры даже пылинки строятся в колонну и сами за борт выпрыгивают – такой он у нас чистюля!

2 ночи были в Токме наши миссионеры, после чего взяли курс на Бур.

При выгрузке из вертолета миссионеры, опасаясь перегруза, взяли с собой совсем немного топлива, а это оказалось крайне важным, как сетовали они позже, при встрече. Ведь впервые в таких местах – река и местность незнакомы и очень непросты для передвижения: скорость катамарана всего 9 километров в час, топливо расходуется быстро. Мелководье – часто приходилось выходить и выталкивать нагруженный катамаран на более глубокое место. Бурлаки и на Непе бывают!

Чтобы успеть в Бур в назначенный срок, Владыкас двумя спутниками отправляется вперед на резиновой лодке с мотором. Пока катамаран доберется до места, прибывшие на лодке смогут уже встретиться с людьми. Да и катамаран разгрузится: как – никак, три человека и лодка пошли своим ходом. Меньше груза – больше скорость – меньше расход топлива, если я правильно поняла.

Но … как раз топливо в лодке предательски заканчивается, когда до Бура ее отделяет еще целых 25 километров! Кругом тайга, тянет гарью от близких пожаров, на берегу медвежьи следы… Романтика! Дай Бог никому из вас не попадать в столь экстремальный романтизм!

Рассказывали, как вначале решили тянуть лодку, шагая по берегу, но скоро оставили эту затею: слишком много  живности встретилось по пути, чуть на копылуху не наступили – из-под самых ног упорхнула.  Да и идти по реке все – таки безопаснее! Но – 25 километров на веслах! По очереди. Владыка потом делился опытом, какой способ гребли он изобрел, чтобы не уставать…

А вы могли бы 25 километров – на веслах?

Вечером, с Божией помощью добравшись до Бура, Владыка по местной связи дозвонился до отца Олега. В этот день мы в Непе как раз на пике отчаяния сражались со сгнившим домом. Сразу укрепились и устыдились своей печали: мы тут все вместе, сыты, в тепле, даже свет есть, а они там на веслах, по тайге, в дыму! «У Владыки такой изможденный голос! – поделился со всеми отец Олег. – Как же они устали! Надо найти и доставить им топливо!».

Топливо в отдаленных северных населенных пунктах – настоящая драгоценность. Не только не каждый день, но и не каждую неделю, да и не любой транспорт рискнет добросить  такой груз в далекую жилую точку, поэтому топливо расходуют бережно и крайне экономно. А нам для лодки и катамарана нужно достать … литров двести! И к завтра. Господи, помоги, потому что это совершенно невозможно здесь и сейчас!

Несмотря на поздний час, отец Олег провел почти селекторное совещание с  мэром Катангского района и главами поселков.  Это немного напоминало военный совет: полумрак, серьезные лица, непрерывные телефонные звонки…  Договорились! Достали! Есть контакт! Часть топлива дадут в Буре, часть – в Ике: все, что есть. А главы поселков в кратчайшие сроки найдут способ пополнить запасы топлива в этих деревнях. Только тот, кто знает, что такое трудности, может щедро отдать последнее нуждающемуся. Это наши люди, люди нашей епархии! Господи, спаси и сохрани их и помогай им во всем!

 Но это – женский взгляд из Непы, а тем временем в Буре знакомство с хозяевами шло своим чередом.

Бур, в отличие от Токмы, по словам ребят, расположен далеко в глубину берега.  Больше всего наших миссионеров поразил руководитель поселка – учитель, который и кормил всех наших в своем доме, и людей деревенских собирал для беседы с Владыкой, а его жена и дочери крестились вместе с другими земляками.

Ночевали миссионеры в школе, где в одном из кабинетов встретили … икону Святой Троицы – небольшую бумажную икону, но сколько радости: здесь, в далеком Буре, кто-то принес дорогую для него икону в школу, к детям, чтобы они знали о главном – что есть Бог!

Владыка вспоминал, как те, кто днем был на молебне, узнав, что у миссионеров кончилось топливо, понесли им канистры – у кого сколько было, делились без оглядки на себя, с искренней радостью. Рассказывал об этом Владыка не раз, и всегда с каким – то трепетом в голосе и удивлением, с теплой благодарностью тем, кто не оставил тогда в беде, был таким щедрым, по – христиански милосердным и любящим. Подаренного топлива хватило до самой Непы, хотя ценят его северяне дороже золота.  Люди у нас – золотые.

Спустя два дня прощались, держа курс на Ику. Миссионеры говорят, Ика встретила их многокилометровым дымом лесных пожаров, из-за чего все чувствовали себя неважно, жизненный тонус был явно понижен. Да и деревня, по словам ребят, производила впечатление умирающей: в отличие от Токмы и Бура, жители здесь более замкнутые, неактивные, будто им ничего не нужно. Даже приезд Владыки, казалось, их совсем не удивил. Но на встречу с Владыкой собралось в клубе 25 человек. Слушали тихо, но когда задали вопрос, кто хотел бы креститься, посмотрели друг на друга: «Ты будешь?», «А ты будешь?» – и так же тихо разошлись. Только несколько детей крестилось.

Владыка, кстати, отмечал, как его удивило то, что в маленьких деревнях так много детей. Бывало, в  деревне живет человек 25 всего, а ребятишек бегает человек 30:  выросшие дети этой деревни, которые сами давно устроились в Иркутске и других городах поближе к цивилизации,  летом находят любые средства, чтобы уже своих детей отправить на каникулы к бабушкам – в чистый воздух, к здоровым деревенским продуктам, к речке и лесу поближе.

В Ике пробыли всего день. И из графика давно выбились – опаздывали уже на два дня, и местное население отреагировало на приезд миссионеров без особого энтузиазма. Попросишь что – то – дадут, нет – и не спросят ни  о чем даже. Но топлива, памятуя о 25 километрах на веслах, попросили и здесь, поэтому канистру в дар от Ики тоже получили.

Недалеко от деревни расположено месторождение калийных солей. Говорят, здесь даже вода с горчинкой, поэтому ребята рассказывали, что предварительно запаслись пресной питьевой водой, но в самой деревне на вкус горечи в воде не было заметно. А вот чуть дальше, из-под горы, бежит вода действительно солено-горькая: Владыка вспоминал, что ради эксперимента решил попробовать капельку на язык – так после весь день горчило.

Вообще, пока наши миссионеры до Непы добрались, вволю с природой сроднились:  новая река,  можно и зверя по пути встретить.  Ночевали где в палатках на берегу, где в зимовьях. По пути рыбачили, добывая пищу. На Непе Владыка побил свой прошлогодний рекорд и добыл щуку весом в 5 килограммов, а в районе Оськино – уже  на 6 килограммов щучку вытянул. 

Эту уже сама видела: красавишна, как мы ее называли. Даже голову решили засушить – как трофей. Зубастая, мощная пасть – маленькая акулочка, да и только! А вкууусная!.. То ли еще будет в следующем году – уже сейчас интересно!

Но самое незабываемое и яркое впечатление, как не раз рассказывали, – это сами горные реки. Сергей Уколов – бывалый лодочник и рыбак, но морской. А горная речка, как оказалось, – дело совсем другое: перекаты, мелководье. Приходилось руководить  лодкой всем составом: один с мотором управляется, другой окрестности осматривает, а  у третьего вообще самое ответственное дело – висит на носу лодки и за глубиной наблюдает, чтоб мель миновать. Так и рулили. К концу пути очень слаженный экипаж получился! Владыка у нас – человек системный: всех в любой ситуации учит видеть систему, подходить к любому процессу деятельности осмысленно и работать сообща, координировать свои действия.

 

И, конечно, ребята вспоминали, как думали о нас, кто в Непе: как там мы, все ли получается с молельным  домом, успеваем ли. А уж как мы молились о них, как ждали прибытия, как волновались: не шутка – по незнакомой тайге, в дыму и на горном мелководье впервые преодолеть 600 километров, когда не подозреваешь, что ждет на следующем метре пути.

Слава и благодарение Тебе, Господи, что всегда хранил и помогал всем нам!

Вообще люблю миссионерские поездки, всегда самым нескромным образом туда напрашиваюсь. И не только за романтику, за возможность побыть на природе. Когда остаешься один на один с суровой природой, с тебя слетает вся шелуха, все наносное и лишнее. Нигде ты не видишь себя так правдиво со всеми своими душевными изъянами и некрасивостями, как здесь, когда ничего не мешает. Нигде так остро не ценишь своих ближних – тех, с кем идешь этот путь, и тех, кто нас встречает по пути. Нигде так горячо не чувствуешь, что мы – это и есть храм Божий, когда вместе – в единении, любви, молитве и служении. Никогда так пронзительно, до слез, не молишься всем своим существом, когда даже без слов, но ты – одно сердце, одна любовь – возьми меня, Господи, туда, где нужно, для всего, что Тебе угодно!

До Преображенки уже движемся все вместе, пока наша строительная бригада возводит новый дом – храм во имя Преображения Господня. Сюда прилетел на вертолете недавно назначенный настоятель- иерей Иоанн Дегтярев из Ербогачена. Катамаран в пути всего две ночевки – и по приезде в новорожденном Преображенском храме должна состояться архиерейская служба. Даже во времена первых пятилеток, наверное, не доводилось совершать строительство в столь рекордно короткие сроки! Подключились и местные помощники, четверо. Так же приносили из дома инструменты, доски, строительный материал – у кого что было, ведь даже полы в доме менять пришлось. И снова чудо – успели! Перед самой вечерней еще иконостас укрепляли, а иконы, по традиции, ночью, но Литургия – в сияющем новизной храме, и бывший обычный дом будто сам удивляется своему преображению! А герои – строители тут же, вместе с прихожанами: в свежих рубашках и как будто выспавшиеся.

Отец Иоанн, кажется, просто светится радостью: первая архиерейская Литургия в домовом храме, люди пришли, причастники есть.

И снова это ощущение другой реальности, объединяющей  всех нас в единое целое – Церковь, когда мы и дышим – то, кажется, в унисон, и чувствуем  одинаково что-то сильное, возвышенное и светлое, и сил для дела, кажется, так много – на все хватит. Господи, помоги сохранить это, когда мы переступим порог нового храма и снова окажемся в привычной жизни! «Мы оставляем вам храм!».

Детей на службе много. Здесь, в Преображенке, отличная школа и прекрасный педагогический коллектив, многие члены которого  – прихожане, поэтому и гостеприимно принимают нас здесь в школе. Не только встречают – провожают, но и кормят: специально с утра до вечера повара для нас готовят: все свежее, горячее –  как дома вкусно. И все с улыбкой и добрым словом – очень светлые люди, с большим сердцем. А на ночь оставляют нам в школьной столовой огромный чайник – термос, заварку, сахар: куда ж сибирякам без чайку горячего?

При отъезде с собой коробки с едой наладят: «Вы же до Ербогачена по реке, ни магазинов кругом, ни жилья – один лес!». И провожают всем миром, долго машут вслед с берега.

А строители после Литургии снова – в вертолет, вместе с отцом Иоанном: вдруг,  чем  в Ербогачене можно помочь, пока катамаран доберется?

Храм Святителя Николая Чудотворца  в Ербогачене старинный, с иконами трогательного самобытного письма. Чуть меньше года, как появился здесь настоятель, отец Иоанн, а изменения налицо. Внутри стало заметно уютнее, гармоничнее, красивее, ухоженнее.

Но главное – люди. Прошлым летом, когда мы так же встречались во время миссионерской поездки, прихожане ербогаченского храма, заботливые, искренние, были похожи на растерянных детей: «Вот вы сейчас уедете, а как мы сможем здесь жить, как Владыка учил, по-Божьи? Одним, без батюшки, так трудно!». Теперь нас встретил уже настоящий приход. Появились внутреннее спокойствие, уверенность, несмотря на некоторую присущую ербогаченцам застенчивость, еще большее единение внутри прихода.

А с каким теплом взгляд каждого из прихожан останавливался на батюшке и матушке! Молодые москвичи, по окончании Духовной Академии направленные в суровый северный край, они не только сумели выстоять в лютую ербогаченскую зиму с маленькой дочуркой, но и, забывая о собственных трудностях, окружили вниманием и любовью всех приходящих в храм. Просветительские беседы, службы, Акафисты, обучение церковному пению. Даже книги, появившиеся за это время в храме для продажи, показывают умную заботу отца Иоанна о своих подопечных: пояснение азов христианства, беседы о вере, Крещении, сотворении мира, сборники миссионерских бесед священника Даниила Сысоева.

Теперь прихожане наперебой рассказывают, какая интересная у них жизнь, чему они уже научились и чему учатся, а при прощании обещают до следующего года научиться так петь на клиросе, чтобы вместе с нами спеть Литургию. Вот он, храм!

Каждый раз в миссионерской поездке не устаем удивляться чудесам Божиим, происходящим с людьми. Мы с вами счастливые, братия и сестры: Господь дал нам храм! Нам остается только собраться вместе, беречь и хранить его. Каждый раз за Литургией, в миссионерской поездке или дома, мы попадаем в настоящую реальность, когда мы все вместе: настоящие, любящие и единомысленные, единодушные, исполненные сил от Духа Святаго, готовы на то, чтобы, выходя за порог нашего храма, расширить его до границ мира, чтобы помочь этому миру преобразиться и снова стать настоящим, каким его сотворил Бог, – чтобы каждый из нас и ближних в благоговейном восторге воскликнул из глубины сердца: «Господи, хорошо нам зде быти!».

Кто сказал, что времена апостольства миновали?

Инна Маковская

фото Игорь Силивончик

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.