12 января 2014 г. епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан совершил Божественную Литургию в храме Святой Троицы г. Железногорск. Владыке сослужили серкетарь епархии протоиерей Андрей Чесноков, благочинный Нижнеилимского района протоиерей Алексндр Осипов, настоятель Троицкого храма протоиерей Игорь Янавичус и настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Железногрск-Илимский иерей Михаил Черемных.  

В проповеди Владыка сказал: 

«Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова, со святыми днями – Святками!

Находясь здесь вместе с вами в соборной молитве в Святотроицком храме, наверное, сегодня уместно будет вспомнить о том, что на Тайном Совете, Предвечном Совете Святой Троицы было принято решение, что Один из Святыя Троицы пойдет спасать род человеческий, который безуспешно пытался вернуться к Богу после грехопадения. Все дальше и дальше отходя от Бога, все больше и больше находя в себе греховных помыслов и идей, поклоняясь ложным богам — идолам, человечество зашло в полный тупик.

И вот должно было исполниться древнее пророчество о том, что придет в мир Спаситель. В то время, наверное, мало кто мог мыслить о том, что Сам Бог придет. Думали: придет человек, царь, избавитель народа израильского от ига поколения других народов, которое постоянно преследовало израильский народ. О том, что придет Бог, наверное, могли помыслить только самые премудрые, просвещенные, просветленные люди.

И вот рождается Христос – Спаситель в тесных яслях в пещере на окраине Вселенной. Не так, как царь, не как правитель, не как великий воин или вождь, но в смирении и кротости. А самое главное – для чего рождается? Для того, чтобы пожертвовать Собой ради нас. Да, предстоит этому Младенцу прожить жизнь, предстоит понести все человеческое греховное существо телесное и душевное, испытать на себе всю тяжесть человеческих несправедливостей и обид, испытать голод и холод, предательство, муки и смерть. Все это предстоит. Но пока Младенец лежит в яслях, и на Него все смотрят с надеждой и радостью, как на нового Родившегося Человека. Нам с вами очень важно понять в этом акте Рождения то, что Он именно для Жертвы пришел – для того, чтобы Собой пожертвовать.

Сегодня, размышляя о празднике, мы тоже можем подумать, как мы должны жить, в чем заключается жизнь христианина, для чего Он родился в этот мир. А родился он для любви. Бог есть Любовь, и человека Он создал для того, чтобы любить. Чтобы любить человека, а человек тоже бы в ответ любил Бога. Но любовь невозможна без свободы. И вот человеку дана свобода – свобода выбора: либо возлюбить Бога, либо отвернуться от Него; либо жить с Ним в мире и согласии, либо уйти в ту сторону, где нет света, нет тепла Божия, но зато есть мнимые временные радости человеческие, земные.

 Многие люди путают понятия счастья и радости тех моментов жизни, когда они не находятся в унынии, которое часто преследует человека. И по этой яркой вспышке положительных эмоций они думают, что это-то и есть счастье и радость, а на самом деле истинная радость – это то, когда человек находится в единении с Богом: постоянно думает о Нем, мыслит, чувствует, молится к Нему, пытается выполнить Волю Божию, свое предназначение жизненное. Вот в этом проявляется человеческая радость, когда мы живем не сиюминутными какими-то удовольствиями и радостями, но уже здесь начинаем жить Вечностью, понимая, что, как святые отцы предполагали, самое главное – это предстать пред Богом в чистоте сердца. Никто из нас не знает, когда мы отойдем ко Господу и когда предстанем на суд. И вот самое главное для нас – это предстать пред Господом в чистоте сердечной. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу», поэтому каждый из нас ежедневно должен представлять, как он перед Богом предстоит. И это само нас дисциплинирует, это само подвигает нас к совершенствованию души, к освобождению от страстей и стяжанию добродетелей.

Но если вернуться к понятию жертвы, то окажется, что понятия жертвы и любви неразделимы. Если мы кого-то любим, это означает, что мы для него жертвуем своим существом, своим временем, своими мыслями, своими чувствами, своими молитвами, своими переживаниями. Предвосхищаем, возможно, все необходимости и потребности любимого человека. Так же и в отношениях с Богом. Отношения сына и отца на земле во многом показывают отношения человека и Бога: Отца Небесного и его любимого чада — человека. Поэтому мы должны всегда помнить, что если мы друг друга любим, называя наше чувство любовью, то это означает, что мы трудимся.

Святейший Патриарх недавно говорил о том, что мы с вами —  христиане, и хотелось бы, чтобы каждая православная семья могла взять и усыновить ребенка из среды тех детей, которые остались без попечения родителей и находятся в казенных заведениях, где к ним относятся часто формально. Да даже какими бы добрыми ни был воспитатели, они все равно не смогут заменить родителей. Часто семья может научить ребенка не только доброму поведению, но еще и учению христианскому, что гораздо важнее. И вот здесь перед человеком встает выбор, его сразу начинают одолевать сомнения: а смогу ли я? А какой он будет? А вот вырастет он – и захочет ли быть со мною в родственных отношениях? А вдруг он вырастет плохим человеком? А какими были его мама и папа? Кто его до сих пор воспитывал и как? И много-много сомнений и страхов человека преследует в этот момент. Это говорит о том, что мы живем все-таки земным чувством. Потому что если думать о Вечности, то каждый шаг – это выполнение Воли Божией, выполнение церковных установлений своих. Придет ребеночек этот в нашу жизнь – мы просто будем для него трудиться каждый день, любить, стараться для него. Он и нам самим пользу принесет, потому что та любовь, которую мы отдадим, она не пропадает втуне. Если даже когда-то человек, по нашему мнению, не становится таким, как мы хотим, разве это наша вина? Нет. Человек судится по своим поступкам и желаниям. Если мы в течение всей жизни старались для этого человека, мудро его воспитывали, а что-то не получилось, это означает только, что те семена, которые мы с любовью сеяли, еще не совсем взошли. У каждого человека есть свой час, когда он осознает Истину, когда Он приходит к Богу всем своим существом. Возможно, у этого молодого человека такой час еще не пришел.  Но если подумать, каким бы он был без нас, без родителей, в детском доме, какая статистика у этих ребят тяжелая: многие попадают в криминальные системы; часто становятся беспомощными в самостоятельной жизни, потому что у них нет никого, кто помог бы им при выходе во взрослую жизнь, поддержал. Поэтому я думаю, что настоящий верующий человек не станет бояться того, что я здесь перечислил, всех возможных плохих событий и последствий, но постарается просто любить и жертвовать ради того человека, которого Бог отдал в его руки для того, чтобы воспитать.

Христос пришел в мир для того, чтобы совершить жертву, и нас призывает быть жертвенными, призывает любить друг друга. А какая любовь может быть действеннее, чем та, чтобы взять к себе того человека, который не имеет любви, и дать ему эту любовь. Поэтому как во всей Церкви думают над этими словами Святейшего Патриарха, так призываю и нас задуматься, что мы можем, чего мы хотим, каковы мы, как исполнить Волю Божию. Давайте будем стараться быть Божьими людьми,  жертвенными и любить Бога и ближнего своего. Аминь.

Да благословит вас Господь в эти Рождественские дни! Желаю, чтобы вам сопутствовало здравие, чтобы вас радовали ваши близкие — детки, внуки, чтобы они были благодарными, были чуткими и отзывчивыми на все слова и просьбы, чтобы радости земные и радости Небесные присутствовали в нашей жизни по вашим молитвам и по неизреченной милости Божией. Храни вас Господь!»

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.