Слово протоиерея Андрея Скрынько, директора Православной гимназии г. Братска в день памяти святителя Иннокентия Московского (Вениаминова) 6 октября 2017 года.

«Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12: 24 – 26).

Из этих слов мы узнаём, что смерть духовная – это одинокое бесплодие. Люди боятся одиночества и собираются в общества, веря, что так можно эффективнее противостоять смерти. И действительно, современное общество существенно раздвинуло временные рамки телесной жизни. Но только телесная смерть – не самое страшное, что может случиться с человеком, да и случится она в любом случае, каким бы развитым ни было общество. А чтобы избежать смерти духовной, надо выйти от мира сего, как сделал это Иисус Христос, как это сделали Его ученики – апостолы, и как следом за ними призваны и мы – войти в Царство Божие. Для этого человек должен сделать как минимум две вещи, о которых говорится в прочитанных словах Евангелия от Иоанна: возненавидеть душу свою в мире сем и стать слугой Сына Божия.

Что такое: любить душу свою в мире сем? Это значит соответствовать тем критериям, которые задает этот мир для человека.

Мы живем в «информационном динамично развивающемся обществе». Чтобы быть успешным, занять достойное место в этом обществе, самореализоваться, – это и принято считать успехом – надо быть креативным, коммуникабельным, предприимчивым, толерантным, уверенным в себе и решительным.

Современное общество создало довольно сложные и по-своему совершенные социальные системы, чтобы человеку не оставаться одному, чтобы отодвинуть смерть. Однако парадоксальным образом в этих системах люди объединяют свои усилия для того, чтобы оставаться обособленными. Потому что эта обособленность поставлена во главу угла общества потребления. И именно эта обособленность убивает в человеке дух.

Христос же говорит своим ученикам: вы не от мира сего, потому что Я избрал вас от мира. Вы должны иметь между собою любовь, служить друг другу, быть кроткими и смиренными, но нетерпимыми ко злу, неправде и вообще всякому греху. При этом прощать друг другу согрешения, если брат просит прощения; быть терпеливыми в перенесении скорбей и зла, оказываемого вам, и оставаться милосердными.

Для того же, чтобы человек был таким, нужно не какое-то общество, а Церковь, потому что она объединяет не просто людей с людьми, а людей с Богом (Евхаристия), потому что она возводит человека в служение Богу (Литургия), и этим-то и делает человека не одиноким, а духовным. «Духовный», в этом контексте, означает, что в нем живет тот же Дух, вернее сказать один Дух со всеми людьми, объединенными Церковью. А именно – Дух, Который есть Бог. Тогда исполняются обещания Иисуса Христа: «Где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой». Именно это и означает «умереть для мира» – жить для Христа, служить Ему.

Сегодня, 6 октября по новому стилю, мы празднуем память дорогого для нас святого – митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова), просветителя Сибири и Аляски, нашего земляка и покровителя Братской православной гимназии. Когда я читал евангельские слова, с которых начал это к вам обращение, я думал о нем, нашем Святителе, как о ярчайшем примере исполнения этих слов.

Поехать за тридевять земель – на Аляску, потратив год только на то, чтоб добраться туда, к диким племенам, питающимся тюленьим мясом, не знающим ни грамоты, ни печеного хлеба, ни строительного мастерства… Разве человек, «любящий себя в мире сем», способен на это? Не нашлось среди них такого, а он поехал, потому что в рассказах об этих людях услышал самое главное для себя: с какой жаждой они слушают Слово Божие, и понял, что жатва среди них будет обильной, а значит, там в гораздо большей степени сможет слуга Божий исполнить волю Господина своего. Это и определило его выбор.

Есть в русском языке замечательное слово: «самозабвенно». Правда, в словаре Даля я его не нашел. Но зато нашел у апостола Павла такие слова: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3: 13, 14).

Когда мы были на родине нашего Святителя, в Анге, нам показывали книгу записей гостей и рассказали об одном удивительном человеке, которого благодарная память об отце своего народа привела с Аляски в Иркутское село, – шаман «Черный Ворон», если мне не изменяет память. А если изменяет, прошу у него прощения. И он здесь танцевал святителю свой танец. Двести лет прошло, просвещенные светом Евангелия племена успели вновь духовно одичать, но память не потеряли – помнят и любят того, кто принес им свет Христовой любви. «И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» – воистину так. И хотя дело Святителя не получило за эти 200 лет достойного продолжения, его труд достоин почтения. И для меня этот шаманский танец не является оскорблением религиозного чувства, потому что это – благодарность за любовь, и эта благодарность направлена ко Христу, имя Которого они еще помнят, хотя и почитают теперь не так, как мы привыкли это делать, как Иннокентий учил их. Но, может быть, они просто нуждаются в продолжении той проповеди, отголоски которой звучат еще в их благодарной памяти, ждут нового пастыря, отца для простых сердец, тоскующих о Божией любви… А вдруг он вырастет в нашей гимназии, развивающейся под покровом Святителя, вдохновляемой его самозабвенным служением, возносящей ему непрестанную молитву? Как знать? – Не дано. Но трудиться и надеяться – доступно. А благословение Божие пребудет с труждающимися.

Протоиерей Андрей Скрынько

Директор православной гимназии во имя Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.