26 марта 2017 года, в четвертую Неделю Великого поста преподобного Иоанна Лествичника епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан совершил Божественную Литургию святителя Василия Великого в соборе Рождества Христова. Его Преосвященству сослужили:  протоиерей Андрей Чесноков, протоиерей Димитрий Филиппов, иерей Антоний Васильев и иерей Иоанн Афонин. После Богослужения Владыка Максимилиан обратился с проповедью к прихожанам:

«Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня Святая Церковь воспоминает преподобного Иоанна Лествичника – игумена горы Синайской, который полторы тысячи лет назад жил  и подвизался в Синайском монастыре.

Надо сказать, что в те времена был расцвет христианства, когда люди, действительно, выбирали Небесное перед земным. Тогда многие, видя суету мира, уходили в пустыню и там создавали целые монашеские города. Можно сказать, что тогда пустыня становилась обитаемым местом. Но люди там были настроены не на устройство своего земного существования по мирским законам – ради славы и богатства, как в городах, откуда они ушли. Там все было устроено ради того, чтобы спасти свою душу.

С тех времен до нас дошли великие творения отцов – аскетов, которые учили, как правильно идти в Дом спасения. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам свой труд  «Лествицу» (поэтому он и назван Лествичником – в честь своего главного творения).

«Лествица» – это учение о том, как восходить к вершинам добродетелей, борясь со своими страстями. Когда начинаешь думать о том, что предлагает нам преподобный Иоанн, видишь всю никчемность и тщетность своей жизни, потому что в этом учении простыми и ясными словами написано, что есть грех и что есть добродетель. Понятно, что к чему приводит, что от чего произрастает. И думаешь: как неправильно мы живем, как себя обманываем, считая, что стоим на пути спасения.

Некоторые современные верующие даже ругают святого Иоанна Лествичника: «Зачем нам, простым христианам, предлагают его учение, если там все для монахов? Мы начинаем всему этому верить, начинаем исполнять то, что написано в этой книге, но не можем потом с собой справиться, впадаем в уныние. А у некоторых все срывается до такой степени, что они даже из Церкви уходят, безмерно  огорчившись».

Действительно, когда гордая душа стремится приступить ко спасению, она осознает умом, насколько высоко звание христианина, насколько он близок к Богу, насколько хорошо бы к этому стремиться. Но если человек эту гордыню сам в себе не видит и сам с ней не борется, это приводит к некоему коллапсу: человек начинает творить «подвиги», но в конце концов приходит к ожесточению сердца, унынию, ропоту – и оставлению духовного пути.

Я считаю, что мы должны руководствоваться этим трудом, чтобы видеть идеал и не обманываться. Сам преподобный говорит, что Господь будет нас судить не за то, что мы не совершили подвигов, а за то, что не плакали каждый день о своих грехах.

Мы должны видеть свое несоответствие идеалу и всячески стремиться исправлять свою жизнь. Наверное, не всем дано просиять в подвиге. Не у всех есть такие дары от Бога. Не у всех есть и житейская возможность полностью посвятить себя Богу. Но каждый из нас может пролить слезу о своем несовершенстве и наблюдать, как жили праведники и к чему нам нужно стремиться: каковы ступени восхождения к вершине добродетелей – к любви.

Мы часто произносим слово «любовь» по совершенно разным поводам. Русский язык таков, что у нас слово «любовь» обозначает все свойства любви, хотя, например, в греческом языке есть четыре абсолютно разных слова, обозначающих четыре разных вида любви: любовь к Богу, любовь плотскую, любовь к какому-то предмету, привязанность – всему есть свое объяснение. У нас же в русском языке одно слово, и поэтому нам еще сложнее понять, что любовь – это вершина добродетелей и  к ней нужно идти. Часто мы обманываемся, думая, что  уже обладаем любовью к Богу и близким, но преподобный Иоанн Лествичник показывает нам, что любовь – это вершина, до которой невозможно добраться, не  пройдя предыдущие ступени. Ведь Любовь – это Сам Господь.

По сути, человек, вошедший в труд самосовершенствования с помощью Божией, только у вершины преображается в Богоподобного и отчасти становится обладателем любви.

Но все начинается с малого – с самоукорения, с понимания, что ты живешь неверно, с желания исправиться с Божией помощью и с помощью святых, которые опытно прошли этот путь угождения Богу и оставили нам в наследство свои труды.

Будем же и мы молиться о помощи: «Преподобне Иоанне, помоги нам найти правильный путь ко спасению!» – и читать  книгу  «Лествицу». Хотелось бы, чтобы эта книга была в каждом доме, в каждой семье. И в  неделю, посвященную преподобному Иоанну, хорошо было бы ее прочитывать. Хотя бы раз в год нам надо внимательно рассмотривать, как жили наши предки – христиане, к чему они стремились, что  порицали и что возвышали. Тогда и наша жизнь будет правильно выстраиваться.

И по Своей милости  Господь сподобит нас слез очищения и  жизни Вечной. Аминь».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.